Насилие и виктимность

Опубликовал Nea
78
0

 


Виды насилия

 

Физическое насилие

Цель: проявление власти, удовлетворение от страданий другого человека, разрядка агрессивного стремления

  • Удары, устрашающие действия
  • Избиения, пытки
  • Нанесение ранений, ожогов
  • Толкание, швыряние
  • Щипки, пощечины, тычки и другие болезненные воздействия.

 

Сексуальное насилие – принудительные действия сексуального характера

Цель: демонстрация власти и контроля (сексуальное удовлетворение обостряется переживанием покорения, страхом и/или страданием жертвы.)

  • Связанное с физическим контактом:
  • Прямое изнасилование
  • Анальные и оральные действия, петтинг
  • Сексуальные действия при зрителях
  • Не связанное с физическим контактом:
  • Эксгибиционизм (демонстрация)
  • Вуайеризм (подглядывание)
  • Принуждение к порнографии
  • Оскорбления и унижения, связанные с сексуальностью человека
  • «Грязные» звонки, записки, письма

 

Психологическое насилие

Цель: демонстрация власти и контроля, удовлетворение от страданий другого человека, разрядка агрессивных желаний.

  • Оскорбления, унижения, издевательства.
  • Угрозы, шантаж (убийством и/или самоубийством, применением насилия, позором, разоблачением.)
  • Запугивание (имитация нанесения ударов, уничтожение нужных предметов и т.п.)
  • Грубая критика особенностей телосложения, физиологии, личностных особенностей.
  • Публичное посрамление .
  • Негативные оценочные внушения (уродливая, отвратительная, никчемная, неполноценная).
  • Газлайтинг - заставить человека сомневаться в объективности своего восприятия, а также в самой реальности.Психологические манипуляции, призванные выставить индивида «дефективным», «ненормальным».

 

Экономическое насилие

Цель: реализация  невротической потребности  во власти и контроле.

  • Запрет на зарабатывание денег
  • Подконтрольность любых покупок (даже мельчайших)
  • Запрет на самостоятельные покупки, сделки
  • Отбирание заработанных средств

 

Изоляция

Цель: реализация  невротической потребности  во власти и контроле.

  • Запрет на общение (с родными, друзьями, особенно со значимыми людьми).
  • Принудительное удержание взаперти, запрет на самостоятельные выходы из дома.
  • Тотальный поминутный контроль за действиями партнера.
  • Запрет на ряд тем для обсуждения с родными и знакомыми (часто это касается агрессивных действий партнера).

 

Шантаж и провокации детьми

Цель: проявление власти, удовлетворение от страданий другого человека, насильственное достижение своих целей

  • Запрет на общение с детьми
  • Угрозы опозорить перед детьми
  • Угроза совершить насилие на глазах у детей
  • Угроза совершить насилие над детьми
  • Угроза внушить детям негативное отношение к матери

 

Цикл насилия

Нейтральная пауза  -  Нарастание напряжения, проявление элементов насилия  - Значительный акт насилия - Объяснения, обвинения/извинения, примирение - «Медовый месяц» («Цветы и шампанское») .

 

Наказание и насилие

  • Наказание – это всегда жесткая интервенция
  • В наказании всегда присутствует элемент дрессуры
  • Наказание имеет цель: подчинение и соблюдение определенных требований другого человека
  • Наказание имеет миссию: формирование системы ценностей, приоритетов, жизненных навыков

 

Условия наказания

  • Предварительное информирование о запретах, правилах.
  • Адекватность проступку.
  • Своевременность.
  • Однократность.
  • Личность НЕ уничижается.
  • Физический и психологический (психический) вред НЕ наносится.

Наказание взрослого партнера – это насилие:

  • Интервенция ради подчинения
  • Дрессура – изменение приоритетов, целей, стремлений, привычек через механизм избегания болезненных последствий
  • Требование подчинения и соблюдения своих правил, вопреки желаниям и потребностям другого человека
  • Насильственное изменение системы ценностей, приоритетов, жизненных навыков

 

Истинная цель насилия – это воздействие на другого человека без получения его согласия с целью изменить его  вкусы, желания, приоритеты, ценности, личность. Насилие – это интервенции для оккупации личности. Скрытая миссия насилия – это спасение от чувства собственной неполноценности через реализацию потребности во власти и контроле, доведенных до степени невротической деструкции.

 

Глубинные процессы актов насилия:

 

Отвержение себя, негативное отношение к себе ð Вытеснение ð Высокая тревожность, негативные проекции и ожидания ð Вытеснение Потребность  в тотальном контроле ð Вытеснение  ðПотребность в постоянном подтверждении значимости ðВытеснение - ðРост напряжения, агрессивная разрядка ð Стремление объяснить свое поведение негативными действиями другого человека (передача ответственности).

 

Болезненность переживаний любого поведения, которое кажется проявлением не значимости, отвержения (не подчинение, замечания, критика, проявление большего уважения к другому и т.п.)  ð Обидчивость, агрессивность, мстительность. ð Потребность, наказывать, подчинять. - Потребность заставить уважать, ценить. ð Потребность исключить любое постороннее влияние.  - Проявление власти, агрессии, контроля ð Краткосрочное переживание разрядки, удовлетворения ð Переживание подтверждения  «Я плохой» ð Вытеснение ð Душевная боль: ð

ð1)  Проекция чувства Вины («Ты виновата, ты довела») ð Передача ответственности ð  Новая волна гнева

ð2) Чувство вины ð Покаяние  ð Усиление самоотвержения, тревожности, напряжения

 

Основные страхи человека, практикующего насилие:

  • Кто-то узнает, какой я на самом деле (Отвращение к себе).
  • Потерять значимость (Подтверждение значимости призвано опровергнуть негативное отношение к себе).
  • Потерять власть и контроль = «Я бессилен, беспомощен» = «Я в опасности» = Подтвердить собственную ничтожность.
  • Взять ответственность за свою агрессию на себя = «Я отвратителен», «Я плохой» = Подтвердить собственную ничтожность.
  • Обратиться за помощью для изменения собственных реакций = «Я отвратителен», «Я плохой» = Подтвердить собственную ничтожность .

 

Страхи, стремление к тотальному контролю и власти, потребность в насильственном воздействии, тревожность и собственное самоотрицание человека, практикующего насилие,  полностью или частично вытесняются из сознания. Насилие объясняется целесообразностью либо деструктивным, непреодолимым влиянием извне. Однако любой психически здоровый человек в состоянии контролировать свое поведение, даже если  он переживает сильные негативные чувства. Психически здоровый человек, практикующий насилие – это человек, который не дает себе труд сдерживать агрессивные стремления (проще ударить, чем сдержаться и не ударить).

 

Как правило, люди, практикующие насилие, либо вообще отрицают возможность психологической помощи, либо становятся «заказчиками» на изменение «под себя» кого-либо другого.

 

Виктимность

 

Виктимность – это качество личности.   

Victima (латин.) - жертва. Victin (англ.) - жертва. Victime (франц.) - жертва.

Не существует жертв «от природы». Черты и признаки человека-жертвы приобретаются в процессе жизни. Все жертвы приобретают виктимность по-разному:

  • Копируют модели реагирования близких
  • Адаптируются к деструктивным методам воспитания
  • Переживают психотравмирующие события

Виктимность  связана с переживанием мученичества.

 

Виды виктимного поведения :

  • Агрессивные жертвы (сами творят насилие, пока не получат насилие в ответ, затем переходят в позицию жертвы). Оскорбляют, унижают, третируют до тех пор, пока не получат «порцию» насилия. Затем переходят в состояние страдания, беспомощности. Практически все люди, практикующие насилие, часто занимают позицию жертвы.
  • Активные жертвы (сознательно и бессознательно провоцируют акты насилия). Это подстрекатели. Осознанно или неосознанно, «нечаянно», они делают именно то, что обязательно спровоцирует насилие. Затем переходят в состояние страдания, беспомощности.
  • Пассивные жертвы («Побей меня») Всем своим видом, самоуничижением, беспомощностью они как бы говорят: «Бей меня. Это безопасно». Они невербально, всем своим видом провоцируют людей, склонных к насилию.
  • Случайные жертвы (не свойственно виктимное поведение, позиция жертвы на время занимают в связи с обстояельствами, в которых почувствовали себя бессильными). В силу обстоя-тельств или по неосмотритель-ности попали в виктимную ситуацию. Как правило, долго в ней не находятся. Активно ищут выход из положения. Замотивированы пройти реабилитацию и терапию, проанализировать свои ошибки.

 

Глубинные процессы виктимности

В основе виктимности лежат комплексы  мученичества и самоуничижения. Понимание комплексов мученичества и самоуничижения позволит увидеть глубинные механизмы всех видов виктимного поведения.

 

Мученичество

Основная черта мучеников – несгибаемая уверенность в том что они жертвы и кто-то другой виноват в их страданиях.  

Внутренний конфликт мучеников – конфликт установок: «Любовь достается даром только хорошим людям»,  «Чтобы заслужить любовь, нужно стать абсолютно необходимым»,  «Меня никогда никто не может искренне полюбить».

 

«Дерево мученичества»

«Почва» для любых качеств создается в детстве.  Рассмотрим «химический состав» почвы для мученичества.

  • Родители либо «воспитывают» либо не обращают внимания. Отсутствует теплота, выражение любви.
  • Родители не последовательны в реакциях: гнев, умиление, равнодушие при одних и тех же проявлениях ребенка
  • Родители часто раздражаются на ребенка, но не объясняют причины раздражения (ребенок не понимает, что плохое он сделал)
  • Жестокие наказания, унижения, побои, газлайтинг
  • Родители либо «воспитывают» либо не обращают внимания. Отсутствует теплота, выражение любви.
  • Родители не последовательны в реакциях: гнев, умиление, равнодушие при одних и тех же проявлениях ребенка
  • Родители часто раздражаются на ребенка, но не объясняют причины раздражения (ребенок не понимает, что плохое он сделал)
  • Деструктивные установки, транслируемые через поведения или прямые высказывания:

 

 

  • «Ты еще не заслужил мою любовь»
  • «Ты должен соответствовать нашим ожиданиям или ты не достоин любви»
  • «Ты в ответе за мои чувства»: «ты меня раздражаешь, злишь, рас-страиваешь и т.п.»
  • «Ты в ответе за мои неудачи»: «если бы не ты…»
  • «Ты не должен злиться, раз-дражаться, спорить. Это беспокоит нас»
  • «Ты видишь, как я страдаю? Ты должен сделать для меня, что я хочу»
  • Опровержения очевидного, что приводит ребенка к недоверию своим чувствам и выводам: «-Мама, ты грустишь? - С чего ты взял?»,  «- Мама, мне больно. - Хватит ныть! Ничего не больно» , «- Папа, почему ты кричал на маму? - Я не кричал. Это она меня довела», «- Посмотри, какой хороший рисунок. - Ничего хорошего. Каракули», «- Я любою крабовые палочки. - Не ешь. Это гадость».
  • Пока ребенок удобен, на него не обращают внимания. Внимание ребенок получает если:
  • Тяжело болеет (бонус: тепло забота)
  • Жалобно плачет (бонус: внимание, утешения)
  • Угадал желание родителей, что-то хорошо получилось (бонус: похвала)

Если накопившееся напряжение и тревожность получают разрядку в «не правильном» поведении, ребенок получает негативное внимание, что лучше, чем никакого. Для ребенка жизненно необходимо иметь заботу и любовь родителей, поэтому:

 - Он адаптируется под ожидания.

- Он копирует модели реагирования и поведения родителей.

- Он без критики принимает установки родителей.

 

«Корни» жизни ребенка адаптируются под «почву». Ребенок делает «ранние решения»:

  • «Со мной что-то не так. Я недостаточно хорош для любви».
  • «Я не в состоянии соответствовать всем ожиданиям. Я никогда не получу любовь».
  • «Любят только тех, кто исполняет желания других. Мне нужна любовь. Я должен заработать любовь».
  • «Легче всего получить любовь, если болеешь и страдаешь».
  • «Я всемогущ. От меня зависит успешность, здоровье и настроение других людей».
  • «Я всемогущ. От меня зависит успешность, здоровье и настроение других людей».
  • «Я беспомощен и неполноценен. Я не могу стать таким, каким они хотят».
  • «Если я скрою, какой я, люди могут подумать, что я хороший, и полюбят меня».
  • «Если я один, значит меня никто не любит. Значит, я плохой. Если я буду не один, люди будут думать, что меня любят, и что я хороший».
  • «Я должен соответствовать ожиданиям, чтобы меня не отвергли, чтобы я не был один».

 

В сердцевину «ствола» человека вливаются «соки», вытекающие из «корней»

  • Высокая тревожность
  • Стремление к сверхконтролю
  • Самоуничижение / Высокомерие
  • Стремление доминировать /Стремление полностью подчиняться
  • Тайное презрение к себе / Тайное презрение к близким
  • Обидчивость
  • Болезненное восприятие любой критики
  • Тайная мстительность
  • Переживание вины / Агрессивные защиты

 

Ветви дерева – его движение в пространстве. Это метафора жизни человека в социуме. «Ветви» дерева мученичества показывают, как именно человек строит свои отношения.

  • Построение созависимых отношений. Отношения никогда не устраивают, и при этом сверхценны.
  • Забота в отношениях нескончаема, неизбывна. Но не из желания, а из чувства долга, поэтому выматывает.
  • Партнера сначала «сажают на шею», затем упрекают в бездействии, беспомощности, несостоятельности.
  • Частое переживание угнетенности, усталости, апатии, депрессии. В своем состоянии обвиняют окружающих.
  • Страх одиночества. Готовность терпеть унижения, лишь бы не остаться в одиночестве. При этом стремление к превосходству.

 

Самоуничижение

Глубинный механизм комплекса самоуничижения аналогичен комплексу мученичества. Разница состоит лишь в том, что при самоуничижении человек никак не компенсирует чувство ничтожности.  Он открыто транслирует это, в тайне надеясь, что его ничтожность будут опро-вергать. Однако находит только подтверждение своей ничтожности. Человек с комплексом самоуничижения наполнен гневом, презрением и обидой. Но это вытесняется, оставляя депрессию, апатию, потерю смысла жизни.

 

Созависимость

 

В основе созависимости лежит СВЕРХ-зависомость одного человека от Другого. Эта сверхзависимость создает  переживание СВЕРХзначимости Другого.  Сверхзначимый Другой воспринимается как часть себя, иногда бОльшая, чем собственное «Я».    

 

Механизмы созависимости

При взаимодействии людей друг с другом их психологические территории соприкасаются разными способами:

  • Взаимное пересечение
  • Добровольное подчинение / Руководство
  • Требование подтверждаю-щего зеркала
  • Оккупация
  • Разрушение территории Другого

 

Психологическая территория это сочетание факторов:

  • Система представлений о себе: какой я, какими качествами обладаю, что во мне хорошо / плохо.
  • Представление о своем месте в мире, социуме.
  • Система правил и принципов, по которым строится взаимодействие с социальной средой.
  • Способы и стиль взаимодействия с другими людьми.
  • Потребности, желания, стремления, цели и представление о способах их достижения.
  • Система экзистенциальных установок: представление о смысле жизни, об ответственности, о том,   что такое любовь,  дружба, о собственной возможности принимать решения, делать выбор и т.п.
  • Представление о собственных возможностях, ограничениях и долженствованиях.
  • Право создавать идеи и выбирать способы их реализации.
  • Обладание физической территорией («мои» вещи, дом, комната, рабочее место и т.п.)

 

Любые значимые отношения – это постоянное (частое) и важное для человека взаимодействие психологических территорий. Такое взаимодействие рождает определенную долю эмоциональной зависимости. Здоровые, зрелые отношения отличаются от болезненных количеством суверенного (собственного) личностного пространства.

 

Что порождает потребность в созависимых отношениях?

Поврежденную структуру «Я» человек стремится заполнить за счет партнера. Способы, которые он выбирает: насилие, виктимность, созависимость.

 

Формы созависимых отношений

 

1) Растворение своей психологической территории в территории партнера.

 

Формула построения отношений «Растворение»:

«Я – Его (Её) часть. Он (Она) лучше, умнее, интереснее, значительнее, чем я. Это счастье, что я могу быть частью. Он (Она) – моя жизнь. Без Него (Неё) меня нет».

 

Человек живет только интересами партнера, инкорпорировав его систему ценностей и стремлений. Человек перенимает от партнера отношение к самому себе. Партнер заменяет Внутреннего Контролера, Внутреннего Родителя. Ответственность за свою жизнь полностью передается партнеру. Партнер играет роль родителя и используется как материнская утроба, как среда обитания, как способ выживать.

 

2) Поглощение психологической территории партнера через жесткий контроль и ограничения.

 

Формула построения отношений «Поглощение»:

«Он (Она) – моя часть. Я лучше, умнее, интереснее, значительнее, чем Он (Она). Я знаю, как надо. Я живу для Него (Неё). Без меня Он (Она) не сможет жить».

 

Партнер становится объектом для заботы, воспитания и играет роль «сложного ребенка». Человек играет роль родителя в отношении партнера.  Партнеру вменяются все долженствования, которые присутствуют в установках человека.  Присутствует амбивалентность ожиданий в отношении партнера: «Он должен поступать так, как я считаю правильным», «Он ничего не может сделать как следует, за ним нужен глаз да глаз». Еще одна амбивалентность ожиданий: «Он должен подчиняться» , «Он должен сам догадаться, что делать» («Сам прими решение, которое мне нравится»). Присутствует смещение ответственности: «Он в ответе за мою жизнь» («Из-за него…») / «Он пропадет без меня» («Только благодаря мне»).

 

3) Разрушение. Поглощение и разрушение психологической территории партнера  через жесткий контроль,  ограничения, насилие.

 

Формула построения отношений «Разрушение»:

«Я должен полностью подчинить и владеть Им (Ею). Он (Она) должен подчиняться мне. Любое сопротивление означает, что меня не любят и не уважают. Он (Она) должен жить для меня».

 

Желание наполнить собственное «Я» проецируется на партнера. Вместо наполнения собственного «Я», человек стремится наполнить партнера собственными представлениями об Идеальном «Я». Поскольку увидеть воплощение своего Идеального «Я» в партнере невозможно, это вызывает гнев, агрессию, стремление разрушить партнера.  Разрушая и обесценивая партнера и его территорию, человек убеждает себя, что:

  • он сам лучше, сильнее, умнее партнера
  • он страдает ради улучшения партнера
  • он имеет власть и значимость для партнера.

 

4) Отражение.  Партнер является «волшебным зеркалом», которое должно подтверждать значимость и безупречность отражаемого человека, доказывая при этом свою преданность.

 

Формула построения отношений «Отражение»:

«Он (Она) должен восхищаться мной, выражать мне свою любовь, стремиться удовлетворить все мои желания, постоянно добиваться моего расположения. Он (Она) должен понимать, что я делаю Ему (Ей) одолжение, позволяя любить меня».

 

Партнера держат в абсолютной зависимости, хотя сам человек чувствует себя не зависимым от партнера. Партнер, не выполняющий  ожиданий, может быть покинут, если будет найдено новое «зеркало».

Возможна частая смена партнеров, ради обновления и усиления работы «зеркала». При постоянном партнере могут быть использованы методы давления через манипуляции: взывание к жалости, призывы к справедливости, демонстрация беспомощности, различные виды «наказания».

При потере уверенности в себе возможны попытки заслужить любовь и внимание ценой унижений.

 

 

Последствия деструктивных отношений

 

В созависимых отношениях часто присутствуют все формы насилия. Психологическое насилие – неотъемлемая часть созависимых отношений. Последствия длительных созависимых отношений (отношений, связанных с насилием):  физиологические, поведенческие, психологические.

 

Физиологические последствия:

  • Головные боли, сердцебиение, повышенная потливость
  • Спазмы, неприятные ощущения в желудке, в области  солнечного сплетения
  • Тики, подергивания, зуд (без очевидных причин), красный дермографизм
  • Нарушения сна: трудности засыпания, внезапные пробуждения ночью, кошмары.
  • Снижение сексуальной активности
  • «Уход в болезнь»: различные сложные хронические заболевания с нестабильной клиникой и отсутствием реакции на лечение (психосоматика)

 

Поведенческие последствия:

  • Злоупотребления: сладким, шоколадом, кофе
  • Проблемы с питанием (булемия, анорексия)
  • Злоупотребления психоактивными веществами
  • Навязчивые привычки (обсессии): стремление пересчитывать (окна, ступеньки, трещины на асфальте и т.п.), перемывание рук, множественные перепроверки (газ, электричество, замки) и т.п.
  • Сбивчивая речь, затруднения начать разговор, начать фразу, сформулировать мысль

 

Психологические последствия:

  • На уровне познавательных процессов и эмоциональных реакций:
  • Ухудшение памяти, трудности с концентрацией внимания, замедление процессов восприятия.
  • Внезапные вспышки раздражения, агрессивность или депрессия, апатия
  • Синдром прогрессирующей астении: психическая вялость, стремление к покою, быстрое старение.
  • Высокая тревожность, легко провоцируется возбуждение, которое сменяется приступами тоски, апатии, бессилия.
  • На уровне самоотношения, я-концепции, экзистенциальных позиций:
  • Снижается самооценка и самоотношение.
  • Разрушается уверенность в себе .
  • Утрачивается доверие собственному восприятию и оценке ситуации. Отношение к ситуации, к действиям других людей и т.п. происходят сквозь призму оценки партнера.
  • Разрушение собственной системы ценностей.
  • Разрушается способность к принятию самостоятельных решений.
  • Если решение принимается самостоятельно, возникают приступы тревожности, страх критики от партнера, страх ответственности.
  • Происходит смещение ответственности. Ответственность за свою жизнь передается партнеру. Ответственность за негативные реакции, неудачи и ошибки партнера берутся на себя.
  • Развивается пассивная жизненная позиция, рентное состояние, выученная беспомощность.
  • «Стокгольмский синдром»: оправдание агрессивных действий и насильственных поступков партнера («Я сама виновата», «Я сама не предусмотрела», «У него трудное детство», «У него сложная ситуация», «У него расшатаны нервы», «У него много завистников и врагов» и т.п.) .
  • Экзистенциальный кризис: переживание невозможности выбора, отсутствия безопасности, безысходности, потеря смысла жизни («живу только ради детей») .
  • На уровне социальных взаимодействий:
  • Сужение тем разговоров и интересов.
  • Растущая изоляция (принудительная и добровольная).
  • Амбивалентность: готовность терпеть любые унижения, лишь бы не потерять партнера // Желание избавиться от партнера (мечты о гибели партнера) .
  • Амбивалентность: желание все время жаловаться на жизнь // Страх жаловаться.
  • В построении любых отношений растет степень созависимости.

 

Особенности  клиенток – ЖЖДН и СЖ

 

  • Женщина хочет, чтобы ее раны залечили, но любое прикосновение к ним чрезвычайно болезненно.
  • Женщина мечется между желанием залечить раны и нежеланием переносить боль прикосновения.
  • Женщина чувствует себя некоторым объектом, с которым будут «что-то делать».  Не понимает, как можно «помочь словами». Боится утратить самоидентичность («Я буду не Я»).
  • ЖЖДН и СЖ – это люди без кожи и в титановой броне .
  • Женщина строит амбивалентные ожидания от психолога: «Помогите мне!!!» // «Мне никто не поможет»
  • Женщина занимает рентную позицию: «Вот моя проблема. Сделайте с ней что-нибудь». Рентная позиция проявляется двумя способами: «Требовательный рантье» (жесткая и требовательная позиция во взаимодействии с помогающим человеком, много претензий, ожидание, что по его требованию все сделают без его усилий),  «Обаятельный рантье» (заискивающая позиция перед помогающим человеком, лесть, много комплиментов, стремление что-то подарить, уверение, что только этот специалист поможет, а если не поможет, то будет очень-очень плохо, но при этом ожидает, что за него все сделают, сам пассивен).

 

 

  • Женщина стремится установить с психологом созависимые отношения (аналогичные супружеским):
  • Недоверие, обесценивание любых действий и предложений психолога.
  • Лесть, желание выглядеть перед психологом «хорошей».
  • Игры: «Да, но…», «Вот такая я недотепа», «Все равно у меня ничего не получится» .
  • Женщина ожидает или открыто требует быстрых результатов без собственных усилий.
  • Женщина проявляет страх перед любыми не привычными активными действиями в реальной жизни: позиция жертвы, выученная беспомощность.
  • Часто занимает позицию «заказчика»: «Как изменить мужа?».

 

Все перечисленные особенности, которые отражают последствия насилия и механизмы виктимности и созависимости, делают обычное требование терапии «идти за клиентом» на первых этапах работы невозможным или малоэффективным. Необходима реабилитация.

 

Реабилитация отличается от терапии:

  • Большей структурированностью и понятностью методик (Высокая тревожность, неверие, что «беседы» чем-то помогут).
  • Активной позицией психолога, он часто становится инициатором разговора. (Женщины часто «никуда не идут», пассивны, высказывания сводятся к бесконечным жалобам).

 

В большинстве случаев совместная семейная терапия супругов невозможна, т.к. оба партнера наполнены страхами: с одной стороны - страхом разоблачения, с другой - страхом мести и последующего насилия. Поэтому реабилитация женщин – жертв домашнего насилия всегда проводится в отсутствии насильника.

 

Важные правила психолога

 

  • Психолог открыто говорит о вреде насилия, но никогда не «дружит против партнера» с клиенткой. Оценка дается его насильственным действиям, а не самому человеку. Например: «Унижения, которые наносит вам муж, могут очень вредно сказаться на вашей психике». Но нельзя говорить, например: «Ваш муж – ужасный человек, как вы его терпите?».                    
  • Психолог никогда не называет женщину «жертвой», даже если женщина сама о себе говорит «Я – жертва». Психолог не критикует слова и действия женщины, но и не поддерживает позицию жертвы .
  • Психолог никогда не задает вопрос: «Почему вы до сих пор с ним живете?» Препятствием обращения к психологу часто бывает именно предубеждение, что психолог «посоветует развестись». Часто женщина переживает стыд, что не может расстаться с мучителем .
  • Даже если женщина проявляет в рассказах и в поведении агрессивной, активной или пассивной жертвы, на этапе реабилитации необходимо избегать интерпретаций на эту тему. На этом этапе женщина воспримет такую интерпретацию только как обвинение, и отреагирует в соответствующей модели.
  • Психолог придерживается убеждения, что женщина имеет ресурсы, чтобы восстановиться и пойти по пути конструктивных изменений. Но у каждой женщины своя скорость, свой путь и свои представления о том, что для нее «хорошо».
  • Психолог не навязывает клиентам свои «рецепты счастья».
Теги:
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Опрос
Как чаще всего Вы реагируете на агрессию близких?

ТОП Комментарии
Насилие и виктимность
Практическая психология
Гипертим синтонный (сангвинический характер)
Практическая психология Популярная психология
Краткая биография Фрица Перлза
Гештальтпсихология
Диагностическое интервью
Практическая психология
Екатерина пишет:
СПААААСИИИИБОООО! ИДЕАЛЬНО! Все четко, по полочкам, кратко. 
Татьяна пишет:
Все очень доступно. Но знаки препинания же нужно ставить там,где они должны быть,а не там,где хочет автор. Это портит
Полина пишет:
А правильно писать и расставлять знаки препинания слишком сложно? Замучалась читать только из-за этого. Будьте добры
CharlesRat пишет:
Я не думаю, что есть какое-либо другое качество столь существенное для любого вида успеха, как настойчивость. -----