Персонология (психология личности) : Потребности, мотивы и ценностные ориентации личности

Опубликовал Nea
3 397
0



Потребности - это переживание человеком необходимости в чем-то, что обязательно становится источником его последующей активности. Они определяют, к чему человек стремится в настоящий момент. Потребности всегда связаны с переживанием человеком какогото определенного недовольства, связанного с недостатком того, что требует организм или личность. Потребности активизируют человека, стимулируют его поведение, направляют в определенном русле.

Потребности можно разместить иерархически в виде пирамиды следующим образом (по А. Маслоу):





Важным моментом в концепции иерархии потребностей А. Маслоу является тот факт, что потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу «все или ничего». Поэтому человек одновременно может удовлетворять два и более уровней потребностей. Он считал, что средний человек удовлетворяет свои потребности в таком объеме: 85% - физиологических, 70% - безопасности, 50% - филиации, 40% - самоуважения и 10% - самоактуализации.

Мотивы (от лат. Moveo - толкаю, двигаю) - это побуждение к деятельности, связанные с удовлетворением определенных потребностей. Они определяют, почему человек ведет себя так или иначе.


Мотивы различаются степенью их осознанности:
Неосознанными мотивами являются влечение и установка.
Влечение - это энергия, которая активизирует поведение человека, например, сексуальное влечение. Это первичное эмоциональное проявление потребности человека в чем-то. Появление влечения образует начальный этап мотивационного процесса.
Установка является психическим состоянием готовности субъекта к определенной деятельности или к определенной реакции. Например, преподаватель может иметь установку на то, что студент, который пропускает много занятий, не может обладать высокой учебной успеваемостью.

Осознанными мотивами являются интересы, стремления и убеждения.
Интерес - это эмоционально окрашенное отношение к окружающему. Он является постоянным побудительным механизмом познания. Выделяют следующие виды интересов:
по устойчивости: устойчивые и неустойчивые. Устойчивые сохраняются на протяжении длительного времени (например, интерес к математике у абитуриента механико-математического факультета появился еще в детские годы)
неустойчивые меняющиеся во времени (например, интерес к биологии появился за полгода до поступления на биологический факультет и уже к концу первого семестра исчез).

Вторым и третьим разновидностями осознанных мотивов является стремление и убеждения.
Стремление - это сильное желание, хотение. Оно указывает на то, что индивид хочет достичь в своей жизни.
Убеждение - это система устойчивых принципов личности. Они всегда имеют эмоциональную окраску.

Мотивы обычно образуют определенную систему в структуре личности. Систему мотивов, которая определяет конкретные формы деятельности или поведения человека, называют мотивацией.

Мотивация может быть внешней и внутренней. Внешняя мотивация человеку навязана, например, студент учится тому, что за это получит одобрение родителей и преподавателей. Внутренняя мотивация основывается на собственном выборе и личной желании, например, студент учится тому, что ему интересно или он стремится достичь совершенства в выбранной специальности.
Зависимость между силой мотивации и эффективности действия были обобщены в двух правилах Йеркс-Додсона. Первое правило: с ростом интенсивности мотивации эффективность действия возрастает лишь до определенного уровня, после чего начинает спадать; при высокой интенсивности мотивации эффективность действия низкая. Например, если студент больше всего хочет сдать экзамен на отличную оценку и считает, что от этого будет зависеть его дальнейшая судьба, вероятно, что этот экзамен будет составлен ниже возможностей этого студента. В таком случае говорят, что человек мотивирован. Второе правило: при решении легкого задания самая высокая эффективность наблюдается при высоком уровне мотивации, а при выполнении сложных задач - при низком уровне мотивации. При этом речь идет о субъективно, а не объективно легкой или сложной задаче.




Американский исследователь Д. Макклеланд изучал мотивацию достижения. Он пришел к выводу, что в зависимости от истории развития
конкретной личности в ней может преобладать или мотивация достижения успеха (такой человек активен, идет на риск, подвержен духу соревнования и конкуренции), либо мотивация избегания неудачи (такой человек уклоняется от риска и ответственности, безынициативен, не любит соревнований и конкуренции).

Ни одно общество не могло бы просуществовать, если бы его граждане не придерживались определенных правил поведения. Эти правила отражают стандарты человеческих взаимоотношений, социальные и индивидуальные нормы оценивания действительности. В психологии понятие, с помощью которого характеризуют социально-историческое значение для общества и личностный смысл для индивида определенных явлений окружающего мира, называют ценностями.

Немецкий психолог первой половины XX в. Э.Шпрангер выделил шесть основных типов ценностей, которые в разной степени присущи всем людям:
Теоретические ценности. Человек, который уделяет внимание этим ценностям, прежде всего, заинтересован в раскрытии истины; характеризуется рациональным и критическим подходом к жизни. Он интеллектуален и выбирает для себя деятельность, связанную с фундаментальными науками или философией.
Экономические ценности. Человек с доминированием этих ценностей выше ценит то, что полезно и выгодно. Он практичн и активн интересуется тем, как заработать деньги. Знания, которые не имеют конкретного применения, считает ненужными. Люди такого склада достигали больших успехов в технике и технологии.

Эстетические ценности. Такие люди больше ценят форму и гармонию. Они наслаждаются жизнью. По специальности они не обязательно должны быть художниками, но всегда имеют повышенный интерес к эстетической стороне жизни.

Социальные ценности. Для людей с таким типом ценностей самое главное - это любовь других. Другие ценности они могут рассматривать как негуманные. Наиболее ярко социальные ценности оказываются в альтруизме - готовности жертвовать собственными интересами в пользу другого человека или сообщества. Противоположным альтруизму есть понятие эгоизм - пренебрежение интересами других людей и сообщества ради личных интересов.

Политические ценности. Такие люди выше ценят власть, влияние, славу, известность. их профессиональная активность не обязательно связана с политикой, однако в них ярко выраженная тенденция к доминированию.

Религиозные ценности. Такие люди заинтересованы в понимании мира как единого целого. Способы реализации этой ценности разные: одни реализуют их через активное участие в жизни, другие - путем отстранения от жизни.

Ценности как общественный феномен следует отличать от ценностных ориентаций как личностного феномена. Ценностные ориентации - это выборочная, относительно устойчивая система направленности интересов и потребностей личности, направлена на определенный аспект социальных ценностей. Это выделены и внутренне принятые личностью ценности; субъективно отражены в сознании ценности общества. Они составляют основу жизненной концепции человека, его «философию жизни». Базовыми ценностными ориентациями человека являются:
ориентация на истину одна из самых высоких ценностных ориентаций человека. Она регламентирует познавательную сферу, способность человека к мышлению и интуитивного понимания, а также поддерживает другие ценностные ориентации;
ориентация на обилие нужна для поддержания жизнедеятельности, однако стремление к жизни безгранично и такая ориентация может впоследствии стать чрезмерной, а то и доминантной;
ориентация на свободу означает возможность действовать согласно собственному волеизъявлению, не предопределены внешними факторами;
ориентация на справедливость оценивает соотношение явлений и вещей с точки зрения их распределения между людьми;
ориентация на добро регламентирует поведение членов общества, их взаимоотношения;
ориентация на красоту выражает отношение людей к жизни и окружающему миру, делая это с помощью понятий о прекрасном и безобразном.
Современные исследования ценностных ориентации принадлежат американскому психологу М.Рокича. Он различает два класса ценностных ориентаций: терминальные, связанные с убеждением человека в том, что конечная цель ее деятельности стоит того, чтобы ее стремиться (например, внутренняя гармония, благополучие, любовь, саморазвитие и т.д.) и инструментальные, связанные с убеждением человека в том, что в любом ситуации предпочтение следует отдавать определенному образу действий или свойства личности (например, аккуратность, честность, дисциплинированность, терпение, жизнерадостность, ответственность и т.д.).
Ценностные ориентации человека обеспечивают устойчивость его личности, последовательность его поступков, а также постоянство взаимоотношений с окружающим миром. Как известно, когда в истории происходят глобальные катаклизмы, разрушаются государства, политические системы, то это касается сферы ценностных ориентаций людей, принадлежащих к данному обществу.

Видео Лекция: Психология мотивации


Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Опрос
Как чаще всего Вы реагируете на агрессию близких?

ТОП Комментарии
Биполярное расстройство. Типы аффективных расстройств БАР I и БАР II : причины, симптомы, лечение
Болезни нервной системы Клиническая психология Психические расстройства
Шизоидный тип акцентуации личности (шизоид)
Практическая психология Психология личности
Истероидный тип акцентуации личности (истероид)
Практическая психология Психология личности
Самоповреждающее поведение. Патомимия
Психические расстройства
Эпилептоидный тип акцентуации личности (Эпилептоид)
Практическая психология Психология личности
Полина пишет:
А правильно писать и расставлять знаки препинания слишком сложно? Замучалась читать только из-за этого. Будьте добры
CharlesRat пишет:
Я не думаю, что есть какое-либо другое качество столь существенное для любого вида успеха, как настойчивость. -----
) Если Вы  ВНУТРЕННЕ  "бесстыжее беспринципное чм%  без чувства достоинства", то работать и зарабатывать(как минимум
Stevensaito пишет:
Это особенно важно потому, что коммуникатор и реципиент в коммуникативном процессе постоянно меняются местами. Всякий