Волевая деятельность личности: Деятельность как форма активности личности (Структура, Средства, Ведущие виды деятельности)

Опубликовал Nea
6 091
0
Волевая деятельность личности: Деятельность как форма активности личности (Структура, Средства, Ведущие виды деятельности)ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ
Активность лежит в основе психического отражения действительности. Она характерна всему живому. Характерной для человека такая форма активности, как деятельность, порождается потребностями, мотивами и волевыми усилиями человека.
Деятельность - это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, которую регулирует осознанная цель. Исторический прогресс произошел именно благодаря человеческой деятельности, направленной на познание и творческое преобразование окружающего мира.
Личность человека формируется и проявляется в деятельности. Согласно общепсихологическому принципу единства сознания и деятельности, сознание, а в широком смысле - психику следует изучать как деятельность реального субъекта. Психологическую теорию деятельности разрабатывали отечественные и зарубежные психологи Л. Выготский, Рубинштейн, Леонтьев, А. Лурия, А. Запорожец, П. Гальперин, Г. Костюк и др.

Основными особенностями человеческой деятельности являются:
1. Человеческая деятельность является продуктом культурно-исторического развития человечества. Потому как внешнюю, так и внутреннюю деятельность следует формировать и развивать.
2. Деятельность человека носит продуктивный, творческий характер, то есть она создает что-то новое по сравнению с тем, что дала природа.
3. Деятельность человека связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются или как инструменты, или как предметы удовлетворения потребностей, или как средство собственного развития человека.
4. Деятельность человека преобразует самого человека, его способности, потребности, условия жизни.
5. Человеческая деятельность осуществляется индивидуально. Под индивидуальным стилем деятельности понимают устойчивые, обобщенные особенности выполнения деятельности конкретным лицом.

СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Индивидуальная деятельность человека охватывает два измерения: внутренний и внешний. Внутренняя организация деятельности - это ее мотивационная, целевая и инструментальная основа.

Мотивационная основа деятельности включает мотивационно-потребностную сферу человека и связана с переживаниями человеком необходимости в чем-то и побуждениями к деятельности в связи с удовлетворением определенных потребностей. Сложные виды деятельности побуждаются, как правило, не одним, а несколькими мотивами, то есть они являются полимотивироваными.

Целевая основа деятельности предполагает достижение человеком той или иной цели. Целью является то, чего хочет человек, образ конечного результата. Это может быть как реальный материальный предмет, который создает человек, так и идеальный результат (например, теории, мнения и т.д.). В отличие от мотивов, цель человеческой деятельности всегда осознанная. Процесс выбора цели называется целеполагания.

Между мотивационной и целевой основой деятельности является сложная взаимосвязь. Так, одни и те же виды деятельности, которые имеют целью одно и то же результат, могут вызываться различными мотивами. Например, все студенты имеют цель закончить высшее учебное заведение, однако их мотивы могут быть разными. У одних - это получить высшее образование, у других - благодаря диплому найти лучшую работу, у третьих - овладеть определенной профессией и т. п. Так же имея один и тот же мотив деятельности, например, интерес к человеку, можно при этом иметь разные цели : завязать с ним дружеские отношения, получить необходимую информацию, с его помощью познакомиться с другим человеком и тому подобное.

Общепсихологическим механизмом развития действий является смещение мотива к цели деятельности. Так, студент может на первом курсе учиться для того, чтобы получать стипендию. Однако, при положительном подкреплении его учебной деятельности, при достижении успеха, он со временем начинает учиться для поддержания своего престижа отличника. Таким образом произошло смещение мотивов деятельности.
Ни мотивация, ни цель не привели бы к конечному результату, если бы человек в своей деятельности не применял определенных инструментов. Инструментальная основа деятельности заключается в использовании человеком различных средств деятельности, например, слова, книги, компьютера, орудий труда и тому подобное. Совокупное их использование позволяет человеку стать компетентной в конкретном виде деятельности и извлечь соответствующие знания, умения и навыки.

Внешняя организация деятельности оказывается в действиях, поведении и операциях. Действие - это относительно завершенный элемент деятельности, направленный на достижение определенной промежуточной цели. В зависимости от того, в каком плане выполняются действия, их разделяют на внешние и внутренние. Действия, которые выполняются во внешнем плане, называют предметными действиями. Благодаря им человек меняет состояния и свойства предметов внешнего мира. Действия, выполняемые во внутреннем плане, называют умственными действиями. И внешние, и внутренние действия имеют следующие компоненты: моторные (двигательные), сенсорные (чувствительные) и центральные (мыслительные). Моторные компоненты выполняют действие, сенсорные контролируют, центральные регулируют.

По своему происхождению внутренняя (психическая) деятельность производная от внешней (предметной). Сначала человек овладевает предметными действиями и только потом в результате накопления опыта становится способным выполнять то же действие во внутреннем плане, в голове.
Процесс перехода от внешнего предметного действия к внутреннему психическому называют интериоризацией. Средством такого перехода является речь. При интериоризации действия сворачиваются, автоматизируются. Например, если сначала при выполнении сложной математической действия студент записывает все промежуточные действия в тетради, то впоследствии он все действие от начала до конца выполняет в голове. В таком случае считают, что человек усвоил конкретный вид деятельности.

Процесс перехода, от внутреннего психического к внешнему предметному действию называют экстериоризацией. Например, человек осуществляет в практической деятельности, что запланировала. Иногда екстериоризация наступает в случае нарушения внутренних компонентов деятельности, возникновении затруднений в ее исполнении. Тогда сокращенные, автоматизированные компоненты деятельности разворачиваются и начинают контролироваться со стороны сознания. Так, если студент умеет выполнять упражнение в голове, но на этот раз делает его в необычной ситуации, например, очень шумно или он устал, для успешного завершения задания результаты промежуточных действий записывает в тетрадь.

В зависимости от способа выполнения, действия разделяют на рефлекторные инстинктивные, импульсивные, непроизвольные, произвольные и волевые действия.
Рефлекторные действия - это действия в ответ на раздражители, обусловленные деятельностью центральной нервной системы. Они могут быть безусловно и условно рефлекторные. Безусловно-рефлекторные действия являются врожденными (например, когда человек ест очень кислую цитрина, она морщится), условно-рефлекторные - приобретенными (например, когда человек видит цитрус, она начинает морщиться).

Инстинктивные действия рассматриваются как приспособительные генетически фиксированные действия, обусловленные наследственностью. Они осуществляются независимо от контроля сознания. Например, инстинкт сосания у ребенка, самосохранения - у взрослого человека.

Импульсивные действия - это спонтанные, внезапные, недостаточно осознанные действия. Они непосредственно подчинены потребностям и эмоциям человека. Например, внезапная вспышка гнева или раздражения. Для непроизвольных действий характерно отсутствие цели и осознанных мотивов. Такое действие непосредственно не направлено на свой конечный результат, а происходит за счет интереса к деятельности, субъективной значимости ситуации, установки выполнить действие и тому подобное. Например, непроизвольное восприятие, память, внимание и тому подобное.

Произвольные действия, наоборот, характеризуются тем, что они направлены на достижение осознанной цели и выходят из осознанных мотивов. Например, произвольное восприятие, память, внимание и тому подобное. Цели и задачи произвольного действия задаются извне и могут либо приниматься, либо не приниматься человеком.

Волевые действия подробно описаны в теме: «Волевые действия человека».

Вторым проявлением внешней организации деятельности является поведение - система взаимосвязанных бессознательных и сознательных (физических и психических) действий человека, в которых выражается общественная природа человека и направленных на достижение определенной цели. Оно осуществляется на основе принятых в данном обществе норм и правил. Специфическим видом умственно волевого действия человека, в котором проявляется характер и поведение, является поступок. Человеком поступок воспринимается и осознается как общественный акт, в котором выражается отношение к другим людям.
Действие состоит из более мелких элементов поведения - операций.
Операция - это способ реализации действия. Одно и то же действие может выполняться с помощью не похожих друг на друга операций. Например, запомнить материал (действие) можно благодаря самым разным способам (операции); решить задачу (действие) можно, используя анализ, обобщение, классификация и т.д. (операции).


СРЕДСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Средствами, с помощью которых осуществляется деятельность человека, есть знания, умения и навыки. Это производительные элементы деятельности.
Знание - это совокупность сведений человека о чем-то, его способность ориентироваться в системе социальных отношений и действовать по обстоятельствам.
Умение - это способы успешного выполнения действия, соответствующие целям и условиям деятельности. Умение всегда опираются на знания. Так, прежде чем научиться грамотно писать, необходимо знать основные правила грамматики. Человек может много знать, но мало уметь. Умение составляют основу мастерства личности.
Усовершенствованные путем многократного упражнения компоненты умений, проявляющихся в автоматизированном выполнении действий, называют навыками.

Автоматизация достигается за счет того, что из сознания исключаются отдельные компоненты сознательного действия, благодаря которым это действие выполнялось. Умения и навыки можно рассматривать как разные уровни усвоения человеком деятельности: сначала у человека формируются умения, а затем на основе этого - навыки как автоматизированные умения. Умение означают, что человек усвоил знания и может их применить на практике, контролируя каждый свой шаг; навыки означают, что умение стали автоматизированными. При сложившейся навыке нет необходимости каждый раз вспоминать правило или способ действия, отбрасываются лишние и ненужные движения, отдельные движения объединяются, меняется сенсорный контроль за ними и центральная регуляция. Итак, большее внимание можно обратить на качество исполнения.


Согласно другому взгляду, умения и навыки - это разные действия. Навыки - это автоматизированное выполнение простых действий, а овладение сложной системой психических и практических действий, необходимых для целесообразной регуляции имеющихся у человека знаний и навыков, называют умениями. Из этого следует, что умение - это сознательное использование имеющихся знаний и навыков для выполнения сложных действий.
Важное значение, для формирования умений и навыков имеют упражнения - многократное выполнение определенных действий с целью их усвоения, которое опирается на понимание и сознательный контроль. Упражнения - это не просто многократное повторение одного и того же действия, а повторное решение задачи, в результате чего начальное действие совершенствуется и качественно видоизменяется. В частности, меняются взаимосвязи между первой сигнальной системой (образами предметов и явлений) и второй (речью). Изменение этих взаимосвязей нужно для автоматизации выполнения действий.
При формировании навыков важное значение имеет количество упражнений. Длительное, непрерывное упражнение, так же, как и длительные перерывы в нем, не способствуют успешному формированию навыков. Например, пианист перед выступлением может «переиграть» произведение, а может на длительное время забросить упражнения. В обоих случаях навык будет частично утрачена.

На образование навыков влияет определенная постепенность тренировок. Лучших результатов можно достичь при переходе от медленного к быстрому темпу, от простой к сложной задачи. Навыки ослабляются или нарушаются, если человек чрезмерно взволнован, переутомлен, если у него есть патологические изменения в работе мозга. При этом сначала разрушаются сложные и позже оформленные навыки, а в конце - простые и ранее образованные. Навыки тем быстрее ослабляются, чем меньше они сформированы и закреплены.

Образование нового навыка опирается на уже приобретенные, мешая или улучшая этому образованию. Это явление называют взаимодействием навыков. Если один навык способствует формированию другого, речь идет о позитивном переносе, или индукцию навыков. Например, если человек понимает иностранный язык, но сама еще не умеет говорить, ему легче этому научиться, чем если он никогда не понимал этого языка. Индукция навыков наступает в случае, если система движений одних навыков соответствует системе движений других; один навык является средством лучшего усвоения другого; конец одного навыка является началом второго.

Если ранее приобретённый навык мешает образованию нового, замедляя его формирование, происходит негативный перенос, или интерференция навыков. Например, человек, который профессионально набирает текст на печатной машинке, начиная работать на компьютере, делает много ошибок и работает медленнее. Это может быть связано с тем, что в новой ситуации применяются ранее выработанные приемы действия, что и приводит к ошибкам. Итак, интерференция навыков происходит, если система движений одних навыков противоречит или частично содержится в системе движений других навыков; начало и конец последовательных навыков не согласованы между собой; когда при переходе от одного навыка к другому приходится переучиваться. Поэтому всегда переучиваться труднее, чем сразу научиться правильно.

Образование навыков осуществляется неравномерно. Могут быть ускорение, задержания, временные снижения показателей. Наиболее часто встречаются следующие варианты:
Сначала ловкость выполнения действий растет медленно, а дальше рост ускоряется. Это свидетельствует о том, что в начале процесса образования навыка человек испытывает трудности, преодоление которых замедлило его формирования. Например, новый материал требует приложения значительных умственных усилий, что требует затрат времени. После их усвоения дальнейшее продвижение происходит быстро. Такой ход усвоения навыка может быть обусловлен также интерференцией навыков, отсутствием соответствующего метода работы, надлежащей подготовки и недостаточным интересом.

В начале выполнения действия наблюдается ускорение приобретения сноровки, а затем - замедление или прекращение. Ускорение может быть следствием индукции навыков, а следующее замедление - или нарушением основного правила формирования навыков, а именно отсутствием постепенного усложнения упражнений и их последовательности, или ухудшением отношения самого человека к заданию.

При формировании навыка наблюдается резкое изменение в приобретении сноровки: навык становится то лучше, то ухудшается. Это достаточно характерная ситуация для выработки навыка. Такой скачкообразности обусловлен неравномерным усложнением задач, ухудшением условий работы, изменением приемов выполнения действий, изменением отношения человека к заданию, потерей уверенности в успехе, настроением, усталостью и тому подобное.

В процессе формирования навыка наблюдается длительное задержание в его совершенствовании. Такое «плато» в формировании навыков тесно связано с приемами выполнения действия. Если они несовершенны, дальнейший рост сноровки прекращается. Причиной длительного задержания может быть также рост усталости человека, снижение интереса к работе, ухудшение условий упражнения и тому подобное.
Непродуктивными элементами деятельности является привычка - непродуктивная, негибкая или неразумная деятельность, не имеет сознательной цели. Привычка, так же, как и навык, выполняется механически. В отличие от навыка, привычка включает потребность выполнить то или иное действие, ее можно частично контролировать. Привычка может быть полезной (например, привычка привести в порядок рабочий стол перед началом работы) и вредной (например, привычка не класть вещи на свое место).



ВЕДУЩИЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Деятельность человека очень разнообразна. Ведущими видами деятельности, то есть такими, в которых формируются качественные новообразования личности в конкретный период жизни, является общение, игра, учение и труд.
Общение - это взаимодействие двух или более людей, направленное на обмен информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Это первый вид деятельности, который возникает в процессе индивидуального развития человека, и он имеет решающую роль в формировании личности человека. Непосредственно эмоциональное общение с взрослыми является ведущей деятельностью у младенцев, а установление интимно-личностных отношений в ходе общения - у подростков.
Игра - это вид непродуктивной условной деятельности, направленный на воспроизведение и усвоение общественного опыта. Мотив игровой деятельности заключается не в ее результате, а в самом процессе. Особое значение имеют ролевые игры детей. Во время таких игр дети могут представлять себя кем (чем) угодно и в соответствии с тем действовать; выполнять те или иные роли, подражая поведению других людей или разыгрывая сцены, отражающие отношения между ними; играть по заранее определенным правилам. Игра выполняет функции, существенные для психического развития ребенка. Прежде всего, игра развивает его эмоциональную, волевую и познавательную сферу. Хотя во время игры ребенок действует в воображаемых условиях, ее переживания, желания, планы реальные. Ребенок не представляет свои переживания, а на самом деле их испытывает. Игра позволяет удовлетворить любознательность ребенка и поэкспериментировать в безопасной ситуации. Через игру ребенок проникает в скрытые сферы жизни взрослых, обогащая свой социальный опыт; игра помогает ребенку «проработать» те аспекты взрослой жизни, которые невозможно прожить в реальной детской жизни. Игра является ведущим видом деятельности в раннем детстве. Усвоения игровой деятельности помогает ребенку легче перейти к учению как виду деятельности.
Учение - это целенаправленное и активное усвоение человеком знаний, умений, навыков и социального опыта с целью последующего использования в практической жизни. Прежде всего, это деятельностью того, кто усваивает новые знания: ученика, студента, взрослого человека. Процессом учения руководит преподаватель (учитель). Учение выступает в форме активных интеллектуальных и физических действий человека. В частности, у студентов это включает слушания лекций, работу на семинарско-практических занятиях, самостоятельную работу над материалом, производственную и учебную практику и тому подобное. Учение может быть непроизвольным, не направленым специальными усилиями; и сознательным - направленным на определенную цель. Учение является ведущим видом деятельности в позднем детстве и подростково-юношеском возрасте.В отличие от учения, обучение - это целенаправленный вид деятельности, осуществляемый педагогом как организатором педагогического процесса. Обучение предусматривает взаимодействие ученика и педагога. Оно может быть организованным и неорганизованным. Учение и обучение необходимы для усвоения опыта человечества и успешного начала трудовой деятельности.
Труд - это общественно организованная деятельность человека, направленная на преобразование и освоение окружающей среды, в результате которой создаются материальные и духовные блага. Все разнообразие человеческого труда разделяют на физическое и умственное. Физический труд требует использования физических сил человека; его результатом являются материальные продукты. При умственном труде используются духовные силы человека; его результатом является знания, мысли, идеи и т.д., воплощенные в материальные формы своего существования (например, литературные произведения, научные изобретения, произведения искусства). Работа является ведущим видом деятельности во взрослом возрасте. Для саморазвития отдельного человека и человечества в целом отдельного внимания заслуживает творческая работа и работа над собой.

Теги:
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Опрос
Как чаще всего Вы реагируете на агрессию близких?

ТОП Комментарии
Биполярное расстройство. Типы аффективных расстройств БАР I и БАР II : причины, симптомы, лечение
Болезни нервной системы Клиническая психология Психические расстройства
Шизоидный тип акцентуации личности (шизоид)
Практическая психология Психология личности
Истероидный тип акцентуации личности (истероид)
Практическая психология Психология личности
Самоповреждающее поведение. Патомимия
Психические расстройства
Полина пишет:
А правильно писать и расставлять знаки препинания слишком сложно? Замучалась читать только из-за этого. Будьте добры
CharlesRat пишет:
Я не думаю, что есть какое-либо другое качество столь существенное для любого вида успеха, как настойчивость. -----
) Если Вы  ВНУТРЕННЕ  "бесстыжее беспринципное чм%  без чувства достоинства", то работать и зарабатывать(как минимум
Stevensaito пишет:
Это особенно важно потому, что коммуникатор и реципиент в коммуникативном процессе постоянно меняются местами. Всякий