Волевая деятельность личности: Общее понятие о волевой деятельности человека. Побудительная и тормозная функции воли

Опубликовал Nea
3 305
0
Волевая деятельность личности: Общее понятие о волевой деятельности человека.  Побудительная и тормозная функции волиОдной из особенностей человеческой деятельности является то, что она может действовать, когда хочет и как хочет. Следовательно, действия человека зависят от его воли.

Воля - это психическая деятельность человека, которая проявляется в его способности действовать соответственно сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние и внешние препятствия.

Ни одна сложная жизненная ситуация не решается без участия воли. Никто не достиг в жизни выдающегося успеха, не имея силы воли. Без воли, намерения, способности, планы человека оставались бы нереализованными.
В результате волевой деятельности не возникает идеальных или материальных продуктов, однако создаются условия для совершения поступка человека, если на пути реализации этого поступка стоят препятствия. Воля является продуктом общественно-исторического развития человека и ей свойственно социальное происхождение такой же степени, как в сознании человека в целом. Социальный характер воли выражается в том, что человек организует свое поведение и управляет им с помощью знаков, в частности языка.

Говоря о волевой деятельности человека, всегда возникает вопрос о соотношении между необходимостью осуществления человеком действий и свободой действий. С древних времен философы вели споры по поводу свободы воли. Противники свободы воли (Дж. Локк, Л. Фейербах и др.) Заявляют, что нам только кажется, будто бы человек свободен в своем выборе. На самом деле все зависит от необходимости. По этому поводу французский философ Ф. Вольтер в XVIII в. писал: «Человек свободен тогда, когда он может то, что он хочет, но он не свободен хотеть: немыслимо, чтобы он желал без причины». Интересную позицию по этому поводу занял великий немецкий философ XVIII в. Кант, одновременно признавая и свободу воли, и то, что свобода не является свободной. Он выдвинул следующий тезис: когда воля происходит от чувственных побуждений, она не свободна; когда же воля происходит от ума, она становится свободной. В последнем случае она подчинена моральным принципам.

Многие из психологов XX в. считают, что в свободе выбора заключается сущность волевого акта человека. Известный австрийский психотерапевт и психолог В. Франки, узник немецких концлагерей, свои взгляды на свободу выбора описал в работе «Человек в поисках смысла». Основной его тезис - человек свободен найти и реализовать смысл своей жизни, даже если его свобода ограничена объективными обстоятельствами. Важным вопросом учения В. Франкла о свободе воли является вопрос о том, для чего человек наделен свободой воли. На это ученый дает ответ: это возможность свободно взять на себя ответственность за свою судьбу, возможность слушать свою совесть и принимать решения о своей судьбе, это возможность изменяться, стать таким, каким хочешь. Таким образом, человеческая свобода - это не свобода от условий, а свобода для того, чтобы брать на себя ответственность. Свобода же безответственности порождает беспредел.

Итак, воля представляет собой реальное психическое явление, для которого характерна четкая направленность на заведомо поставленную цель, необходимость, свободу действия и ответственность. Необходимость действия заключается в его зависимости от объективных условий, в которых находится человек, и в сознательном соблюдении правил и норм поведения общества. Суть свободы действия - в возможности реализации самостоятельно выбранных целей и желаний. Если человек действует добровольно, без внешнего принуждения, он должен принять на себя ответственность за последствия действий. Чем больше принуждение к выполнению действий, тем меньше чувство ответственности человека.


ПОБУДИТЕЛЬНАЯ И ТОРМОЗНАЯ ФУНКЦИИ ВОЛИ
(Воля выполняет две взаимосвязанные функции: побудительную и тормозную)
Побудительная функция обеспечивает активность человека и обязательно предполагает сознательно поставленную цель. В этом случае человек якобы говорит: «Да! Я это сделаю, несмотря ни на что». Формирование побуждения к волевому акту достигается либо с помощью умышленного изменения смысла действия, либо через создание вспомогательного смысла действия. Умышленное изменение смысла действия достигается по средствам того, что нежелательная задача приобретает смысл получения чего-то желаемого. Например, сдашь хорошо сессию, получишь стипендию. В волевых действиях новый вспомогательный мотив действует на человека только из-за своей смыслообразующей функции, а не побудительной. Смысл действия меняется через самостоятельную переоценку значимости мотива, переоценку с помощью других людей, путем изменения позиции человека, предсказания и переживания последствий действий. Вспомогательный смысл действия создается через постановку более конкретной цели, когда одно действие выступает как часть другого.

Тормозная функция проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. В таком случае человек говорит себе: «Нет! Не делай этого!". Особенно часто тормозная функция необходима в повседневной жизни.
Теги:
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Опрос
Как чаще всего Вы реагируете на агрессию близких?

ТОП Комментарии
Биполярное расстройство. Типы аффективных расстройств БАР I и БАР II : причины, симптомы, лечение
Болезни нервной системы Клиническая психология Психические расстройства
Шизоидный тип акцентуации личности (шизоид)
Практическая психология Психология личности
Истероидный тип акцентуации личности (истероид)
Практическая психология Психология личности
Самоповреждающее поведение. Патомимия
Психические расстройства
Эпилептоидный тип акцентуации личности (Эпилептоид)
Практическая психология Психология личности
CharlesRat пишет:
Я не думаю, что есть какое-либо другое качество столь существенное для любого вида успеха, как настойчивость. -----
) Если Вы  ВНУТРЕННЕ  "бесстыжее беспринципное чм%  без чувства достоинства", то работать и зарабатывать(как минимум
Stevensaito пишет:
Это особенно важно потому, что коммуникатор и реципиент в коммуникативном процессе постоянно меняются местами. Всякий
Генрих пишет:
У Гегеля есть только догадка о диалектической методе. То что Гегель называет противоречием на самом деле является