Волевая деятельность личности: Развитие силы воли

Опубликовал Nea
3 059
0
Волевая деятельность личности: Развитие силы волиСовокупность положительных (базальных и системных) волевых качеств образует силу воли личности. При этом проявление одних волевых качеств совсем не обязательно подразумевает наличие других. Выяснено, что людям с сильной волей присущ высокий уровень мотивации достижения, то есть для них характерна настойчивость в достижении своей цели, стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, стремление добиться своего. Они всегда ищут ситуацию, где могли бы проверить свои возможности, уверены в успешном завершении дела, готовы взять на себя ответственность, решительны в экстремальных ситуациях, не теряют равновесия в условиях соревнования.
Развитие силы воли предусматривает создание и укрепление волевых качеств человека, формирование волевых усилий и контроль человеком за своим поведением. Значительную роль в этом процессе играет моральный компонент. Отсюда следует, что одним из путей формирования волевой сферы человека является его нравственное воспитание.

В формировании воли наблюдается половая дифференциация. Так, девушкам быстрее, чем ребятам даются самоприказы, самостоятельность действий, решительность и настойчивость, они легче преодолевают упрямство. Однако, они отстают от парней в развитии смелости, принципиальности и мужества. Для самовоспитания воли девушки выбирают выдержку, а ребята - смелость.

Различные волевые качества формируются разными путями. Образованию настойчивости и целеустремленности помогает умение доводить до конца доступные задания. Этому может способствовать конкретизация цели и перспектив деятельности; разнообразие средств, форм и методов проведения занятий; соблюдение принципа доступности; применение эффекта соперничества; осознание человеком долга и ответственности.
Успех в воспитании дисциплинированности зависит от того, насколько четко сформулированы требования. Для коррекции недисциплинированности можно привлечь таких лиц к различным видам деятельности с учетом их интересов и ценностей; дать им возможность проявить инициативу в этих делах; укрепить их веру в свои силы; применить методы доверия, убеждения и положительного подкрепления; использовать мнению лидеров к нарушителям.
Формирование самостоятельности требует необходимый уровень знаний и умений в данном виде деятельности; контроля со стороны советчика, но без чрезмерного его давления или гиперопеки; интерес человека к данному виду деятельности.

Основным путем развития решимости является создание условий соревнования; повышение уверенности в своих силах; тренировки с многократным повторением проблемной ситуации, то есть такой, где необходимо принять решение в условиях выбора, при дефиците информации и тому подобное. Этому способствует выполнению опасных упражнений, например в спорте. Следует отметить, что слишком большая мотивация действия и ответственность снижают решительность.
Развитие воли не должно стать самоцелью, где вся жизнь превращается в сплошное исполнение принудительных задач. Уровень требований должен быть доступным: не слишком простым, но и не слишком сложным. В первом случае волевые усилия не нужны, во втором задача обычно не выполняется, в результате чего возникает привычка оставлять начатое дело незавершенным, а для развития силы воли первое и главное правило - доводить начатое дело до конца.

Имеет ли человек определенные ограничения по развитию силы воли? Оказывается, что в отношении отдельных волевых качеств имеет, ибо, как известно, в воле представлен не только моральный компонент, но и генетический (волевые качества тесно связаны с типологическими особенностями нервной системы). В частности, это касается смелости. Лица с низким уровнем смелости могут адаптироваться к конкретной опасной ситуации, однако эта ситуация не переносится на другие. Большая роль в такой адаптации принадлежит психорегуляции (например, ободрение, внушению уверенности и т.п.) и медикаментозным средствам. Кроме того, следует проводить профилактическую работу с целью не допустить возникновения необоснованного страха по незнанию с ситуацией, слабой подготовки или неуверенность в успехе.



Личность человека формируется и проявляется в деятельности. Деятельность - это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемую осознанная цель. Индивидуальная деятельность человека состоит из двух измерений: внутреннего и внешнего. Внутренняя организация деятельности - это ее мотивационная, целевая и инструментальная основа; внешняя организация деятельности оказывается в действиях, поведении и операциях.
Средствами человеческой деятельности являются знания, умения и навыки. Знание - это совокупность сведений человека о чем-то, его способность ориентироваться в системе социальных отношений и действовать по обстоятельствам. Умение - это способы успешного выполнения действия, соответствующие целям и условиям деятельности. Усовершенствованные путем многократного упражнения компоненты умений, проявляющихся в автоматизированном выполнении действий, называются навыками. Важное значение для формирования умений и навыков имеют упражнения - многократное выполнение определенных действий с целью их усвоения, которое основывается на понимании и сознательном контроле. Образование нового навыка опирается на уже приобретенные, мешая или улучшая этом образованию. Это явление называют взаимодействием навыков. Если один навык способствует формированию другой, речь идет о позитивном переносе, или индукцию навыков; если раньше произведена навык мешает образованию новой, замедляя ее формирования, происходит негативное переноса, или интерференция навыков. Непродуктивными элементами деятельности является привычка - негибкая (или неразумная) часть деятельности, не имеет сознательной цели.
Ведущими видами деятельности, то есть такими, в которых формируются качественные новообразования личности в конкретный период жизни, является общение, игра, учение и труд. Общение - это взаимодействие двух или более людей, направленная на обмен информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Игра - это вид никак продуктивной условной деятельности, направленный на воспроизведение и усвоение общественного опыта. Учение - это целенаправленное и активное усвоение человеком знаний, умений, навыков и социального опыта с целью последующего использования в практической жизни. В отличие от учения, обучение - это целенаправленный вид деятельности, осуществляемый педагогом как организатором педагогического процесса. Труд - это общественно организованная деятельность человека на преобразование и освоение окружающей среды, в результате которой создаются материальные и духовные блага.
Действия человека зависят от его воли. Воля - это психическая деятельность человека, которая проявляется в ее способности действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние и внешние препятствия. Она выполняет две взаимосвязанные функции: побудительную и тормозную. Есть разные подходы к пониманию воли: аффективное, интелек-туальный, волюнтариський, мотивационный, регуляционных.
Волевыми действиями называют действия, направленные на достижение сознательно поставленной цели, которые побуждаются конкурирующими мотивами и связанные с препятствиями, для преодоления которых необходимо приложить усилия. Волевое усилие - это состояние эмоционального напряжения, который мобилизует внутренние ресурсы человека (память, мышление, воображение и т.д.) и создает вспомогательные мотивы к действию.
Волевое действие может быть простой и сложной. Простая волевое действие имеет два этапа, или фазы: первый - это возникновение побуждения и предварительная постановка цели; второй - достижение цели, то есть выполнение решения. Сложная волевое действие состоит из четырех этапов, или фаз: первый - возникновение побуждения и предварительная постановка цели; второй - обдумывание и борьба мотивов; третий - принятие решения; четвертый - выполнение принятого решения.
Самоуправление человеком своими действиями, процессами, состояниями происходит благодаря работе следующих психологических механизмов: самодетерминации, самоинициации, самоторможением, самоконтроля, самомобилизации и самостимуляции. Степень сформированности волевой регуляции зависит от волевых качеств человека - относительно устойчивых, независимых от конкретной ситуации черт личности, которые удостоверяют уровень сознательной саморегуляции поведения. У человека есть базальные и системные волевые качества. К базальных волевых качеств (первичных) относят энергичность, терпеливость, выдержку и смелость; к системным (вторичных) - целеустремленность, настойчивость, принципиальность, самостоятельность, инициативность, решительность и организованность. Волевые качества личности оцениваются по следующим параметрам: сила, устойчивость, широта и направленность. Совокупность положительных (базальных и системных) волевых качеств образует силу воли личности.
Теги:
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Опрос
Как чаще всего Вы реагируете на агрессию близких?

ТОП Комментарии
Биполярное расстройство. Типы аффективных расстройств БАР I и БАР II : причины, симптомы, лечение
Болезни нервной системы Клиническая психология Психические расстройства
Шизоидный тип акцентуации личности (шизоид)
Практическая психология Психология личности
Истероидный тип акцентуации личности (истероид)
Практическая психология Психология личности
Самоповреждающее поведение. Патомимия
Психические расстройства
Эпилептоидный тип акцентуации личности (Эпилептоид)
Практическая психология Психология личности
Полина пишет:
А правильно писать и расставлять знаки препинания слишком сложно? Замучалась читать только из-за этого. Будьте добры
CharlesRat пишет:
Я не думаю, что есть какое-либо другое качество столь существенное для любого вида успеха, как настойчивость. -----
) Если Вы  ВНУТРЕННЕ  "бесстыжее беспринципное чм%  без чувства достоинства", то работать и зарабатывать(как минимум
Stevensaito пишет:
Это особенно важно потому, что коммуникатор и реципиент в коммуникативном процессе постоянно меняются местами. Всякий