Волевая деятельность личности: Развитие силы воли

Опубликовал Nea
3 393
0
Волевая деятельность личности: Развитие силы волиСовокупность положительных (базальных и системных) волевых качеств образует силу воли личности. При этом проявление одних волевых качеств совсем не обязательно подразумевает наличие других. Выяснено, что людям с сильной волей присущ высокий уровень мотивации достижения, то есть для них характерна настойчивость в достижении своей цели, стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, стремление добиться своего. Они всегда ищут ситуацию, где могли бы проверить свои возможности, уверены в успешном завершении дела, готовы взять на себя ответственность, решительны в экстремальных ситуациях, не теряют равновесия в условиях соревнования.
Развитие силы воли предусматривает создание и укрепление волевых качеств человека, формирование волевых усилий и контроль человеком за своим поведением. Значительную роль в этом процессе играет моральный компонент. Отсюда следует, что одним из путей формирования волевой сферы человека является его нравственное воспитание.

В формировании воли наблюдается половая дифференциация. Так, девушкам быстрее, чем ребятам даются самоприказы, самостоятельность действий, решительность и настойчивость, они легче преодолевают упрямство. Однако, они отстают от парней в развитии смелости, принципиальности и мужества. Для самовоспитания воли девушки выбирают выдержку, а ребята - смелость.

Различные волевые качества формируются разными путями. Образованию настойчивости и целеустремленности помогает умение доводить до конца доступные задания. Этому может способствовать конкретизация цели и перспектив деятельности; разнообразие средств, форм и методов проведения занятий; соблюдение принципа доступности; применение эффекта соперничества; осознание человеком долга и ответственности.
Успех в воспитании дисциплинированности зависит от того, насколько четко сформулированы требования. Для коррекции недисциплинированности можно привлечь таких лиц к различным видам деятельности с учетом их интересов и ценностей; дать им возможность проявить инициативу в этих делах; укрепить их веру в свои силы; применить методы доверия, убеждения и положительного подкрепления; использовать мнению лидеров к нарушителям.
Формирование самостоятельности требует необходимый уровень знаний и умений в данном виде деятельности; контроля со стороны советчика, но без чрезмерного его давления или гиперопеки; интерес человека к данному виду деятельности.

Основным путем развития решимости является создание условий соревнования; повышение уверенности в своих силах; тренировки с многократным повторением проблемной ситуации, то есть такой, где необходимо принять решение в условиях выбора, при дефиците информации и тому подобное. Этому способствует выполнению опасных упражнений, например в спорте. Следует отметить, что слишком большая мотивация действия и ответственность снижают решительность.
Развитие воли не должно стать самоцелью, где вся жизнь превращается в сплошное исполнение принудительных задач. Уровень требований должен быть доступным: не слишком простым, но и не слишком сложным. В первом случае волевые усилия не нужны, во втором задача обычно не выполняется, в результате чего возникает привычка оставлять начатое дело незавершенным, а для развития силы воли первое и главное правило - доводить начатое дело до конца.

Имеет ли человек определенные ограничения по развитию силы воли? Оказывается, что в отношении отдельных волевых качеств имеет, ибо, как известно, в воле представлен не только моральный компонент, но и генетический (волевые качества тесно связаны с типологическими особенностями нервной системы). В частности, это касается смелости. Лица с низким уровнем смелости могут адаптироваться к конкретной опасной ситуации, однако эта ситуация не переносится на другие. Большая роль в такой адаптации принадлежит психорегуляции (например, ободрение, внушению уверенности и т.п.) и медикаментозным средствам. Кроме того, следует проводить профилактическую работу с целью не допустить возникновения необоснованного страха по незнанию с ситуацией, слабой подготовки или неуверенность в успехе.



Личность человека формируется и проявляется в деятельности. Деятельность - это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемую осознанная цель. Индивидуальная деятельность человека состоит из двух измерений: внутреннего и внешнего. Внутренняя организация деятельности - это ее мотивационная, целевая и инструментальная основа; внешняя организация деятельности оказывается в действиях, поведении и операциях.
Средствами человеческой деятельности являются знания, умения и навыки. Знание - это совокупность сведений человека о чем-то, его способность ориентироваться в системе социальных отношений и действовать по обстоятельствам. Умение - это способы успешного выполнения действия, соответствующие целям и условиям деятельности. Усовершенствованные путем многократного упражнения компоненты умений, проявляющихся в автоматизированном выполнении действий, называются навыками. Важное значение для формирования умений и навыков имеют упражнения - многократное выполнение определенных действий с целью их усвоения, которое основывается на понимании и сознательном контроле. Образование нового навыка опирается на уже приобретенные, мешая или улучшая этом образованию. Это явление называют взаимодействием навыков. Если один навык способствует формированию другой, речь идет о позитивном переносе, или индукцию навыков; если раньше произведена навык мешает образованию новой, замедляя ее формирования, происходит негативное переноса, или интерференция навыков. Непродуктивными элементами деятельности является привычка - негибкая (или неразумная) часть деятельности, не имеет сознательной цели.
Ведущими видами деятельности, то есть такими, в которых формируются качественные новообразования личности в конкретный период жизни, является общение, игра, учение и труд. Общение - это взаимодействие двух или более людей, направленная на обмен информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Игра - это вид никак продуктивной условной деятельности, направленный на воспроизведение и усвоение общественного опыта. Учение - это целенаправленное и активное усвоение человеком знаний, умений, навыков и социального опыта с целью последующего использования в практической жизни. В отличие от учения, обучение - это целенаправленный вид деятельности, осуществляемый педагогом как организатором педагогического процесса. Труд - это общественно организованная деятельность человека на преобразование и освоение окружающей среды, в результате которой создаются материальные и духовные блага.
Действия человека зависят от его воли. Воля - это психическая деятельность человека, которая проявляется в ее способности действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние и внешние препятствия. Она выполняет две взаимосвязанные функции: побудительную и тормозную. Есть разные подходы к пониманию воли: аффективное, интелек-туальный, волюнтариський, мотивационный, регуляционных.
Волевыми действиями называют действия, направленные на достижение сознательно поставленной цели, которые побуждаются конкурирующими мотивами и связанные с препятствиями, для преодоления которых необходимо приложить усилия. Волевое усилие - это состояние эмоционального напряжения, который мобилизует внутренние ресурсы человека (память, мышление, воображение и т.д.) и создает вспомогательные мотивы к действию.
Волевое действие может быть простой и сложной. Простая волевое действие имеет два этапа, или фазы: первый - это возникновение побуждения и предварительная постановка цели; второй - достижение цели, то есть выполнение решения. Сложная волевое действие состоит из четырех этапов, или фаз: первый - возникновение побуждения и предварительная постановка цели; второй - обдумывание и борьба мотивов; третий - принятие решения; четвертый - выполнение принятого решения.
Самоуправление человеком своими действиями, процессами, состояниями происходит благодаря работе следующих психологических механизмов: самодетерминации, самоинициации, самоторможением, самоконтроля, самомобилизации и самостимуляции. Степень сформированности волевой регуляции зависит от волевых качеств человека - относительно устойчивых, независимых от конкретной ситуации черт личности, которые удостоверяют уровень сознательной саморегуляции поведения. У человека есть базальные и системные волевые качества. К базальных волевых качеств (первичных) относят энергичность, терпеливость, выдержку и смелость; к системным (вторичных) - целеустремленность, настойчивость, принципиальность, самостоятельность, инициативность, решительность и организованность. Волевые качества личности оцениваются по следующим параметрам: сила, устойчивость, широта и направленность. Совокупность положительных (базальных и системных) волевых качеств образует силу воли личности.
Теги:
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Опрос
Как чаще всего Вы реагируете на агрессию близких?

ТОП Комментарии
Сергей пишет:
Привет! Меня зовут Сергей, я занимаюсь SEO-продвижением сайтов. Хотите найти специалиста с успешными примерами работ
Вита пишет:
Стары, чёрствый, покрытый плесенью сухарь. Вот он кто. 
Олег пишет:
Хотите иметь свой чат с живой, целевой аудиторией, в котором Вы сможете регулярно рекламировать свой продукт и
Евгений пишет:
Здравствуйте! Хотите, отправим Ваше коммерческое предложение по контакт-формам более миллиона компаний? Ваше