» » » Конфликтология как наука. Методы исследования конфликтологии

Конфликтология как наука. Методы исследования конфликтологии

Конфликтология как наука. Методы исследования конфликтологии

Конфликтология как наука.


Конфликтология - это наука, которая изучает закономерности и механизмы возникновения и развития конфликтов, а также искусство практического управления конфликтами. Ее задачей является разработка теории и изучения практики предупреждения и разрешения ситуаций связанных с конфликтами. Мы знаем, что избежать конфликтов в жизни невозможно, следовательно, следует научиться не только предотвращать, но и управлять ими, направляя их в конструктивное русло. Предметом изучения конфликтологии как науки является конфликт как социальное явление.

Принципы конфликтологии:
1. Научность.
2. Целостность и системность научных знаний.
3. Связи теории с практикой.
4. гуманистическая направленность.

Целью изучения дисциплины - Конфликтология является ознакомление с сущностью, структурой и признаками конфликта как социального феномена; умение диагностировать, прогнозировать, решать и предотвращать различные конфликтные ситуации (производственные, бытовые, социально-трудовые, социально-экономические, семейные и т.д.); овладение методике психологической защиты и управления эмоциями в конфликте.

Основные задачи предмета:
умение анализировать причины возникновения конфликтов усвоения моделей поведения в конфликте, правил организации бесконфликтного взаимодействия, урегулирования и разрешения конфликтов;

ознакомление с основными стратегиями, тактиками и технологиями разрешения конфликтов;

привлечения к самостоятельному принятию решений в ходе созданной в деловой игре конфликтной ситуации;

овладении техниками арт-терапии, психологическими приемами выхода из конфликтных ситуаций и тому подобное.

По итогам изучения Конфликтологии вы получите представление о современных научных подходах к определению сущности конфликтологии как науки и искусства управления конфликтами, сможете овладеть категориальным аппаратом конфликтологии, усвоить основные правила бесконфликтного общения, осмыслить способы решения конфликтных ситуаций, понять закономерности и овладеть эффективными методами диагностики и предупреждения конфликтов.

Конфликтология тесно связана с такими науками как: менеджмент, психология управления, общая психология, психология делового общения, психофизиология, социология, философия и другими науками. Эти связи реализуются:
1) в форме заимствования основных идей и подходов (в частности, разрешения конфликтов с гуманистических позиций основывается на идеях
гуманистической философии и психологии)
2) заимствования методов других наук (психологических, социологических методов исследования - тесты, опросники, анкеты, интервью); статистических методов обработки экспериментальных данных.
Основные понятия данной науки, среди которых: конфликт, конфликтное поведение, конфликтная ситуация, эскалация конфликта, реверсия конфликта, конфликтогены, стороны конфликта и тому подобное.
Возникла эта наука сравнительно недавно, во второй половине ХХ века. В 80-е годы ХХ века возникли первые конфликтологические центры в США и многих других странах. По инициативе ООН в 1986 году в Австралии создан Международный центр разрешения конфликтов, деятельность которого направлена на разработку конфликтологических проблем в различных сферах социальной практики:
философии, политологии, правоведении, военного дела и тому подобное.

В наше период времени конфликтология пребывает в завершающей стадии отделения в независимую науку. В данных условиях первостепенными вопросами систематизации выступают уточнения границ того большого колличества конфликтов, которые являются объектом науки, и акцентирование более единых структурных единиц в объектном поле конфликтологии.

С начала исследования конфликта как психического явления никак не утихают дискуссии о том, что он несет для человека пользу либо зло. Ряд специалистов по психологии заявляет, что конфликт можно считаеть благом, вследствие того что он : может помочь обнаружить проблему и разнообразные точки зрения на нее, отыскать всевозможные подходы к устранению трудностей; конфликт оказывает содействие росту эффективности деятельности; в некоторых случаях способен объединить коллектив против внешнего давления.
Приверженцы иной точки зрения заявляют, что конфликт есть зло, потомучто он: ведет к усилению негативных тенденций социально-эмоционального атмосферного климата в коллективе; увеличивает раздражительность людей, приводит к стрессам; отвлекает внимание многих от выполнения конкретных должностных обязательств. На самом деле, правы обе стороны, так как конфликт - это чрезвычайно сложное и противоречивое социально-психологическое явление, глубинных причин возникновения и развития которого ученые еще только приступают.
При всех плюсах и минусах конфликтов они неизбежны и, более того, чаще всего необходимы. Иногда конфликт является единственно верным способом решения сложной проблемы.


Методы исследования конфликтологии


Научный метод - это исторически сложившийся способ получения несомненных фактов, которые, по мнению И.П. Павлова, является-воздухом любой науки.
История научного познания выработала немало способов, каждый из которых обладает свои
возможностями, достоинстввми и недочетами согласно сопоставлению с иными способами. В этом контексте некорректно рассуждать о правильности тех или других методав, как, впрочем, и о поиске какогото одного универсального инструмента. Каждый из научных методов может быть
эффективным только при условии совершенного владения им. Использование метода,
среди прочего, предусматривает четкое представление о том, где и когда его надо
применять, насколько достоверны данные можно получить с его помощью.


Психология в собственной практике применяет две категории методов, общенаучные и непосредственно психологические. Первые применяются большинством наук, как естественными, так и гуманитарными: эксперимент, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, анкетирование, самонаблюдение и др. Непосредственно по этой причине, говоря о методах конфликтологии, обойдемся сперва кругом общенаучных.

Целесообразно различать такие понятия как : Методы, Методики и Техники диагностирования, в том числе и социально-психологического.


Под методом необходимо подразумевать один из универсальных приемов понимания, познания,
описания явлений действительности, в базе которых находится какой-то единственный принцип.

В методике понимаем совокупность методических и технических приемов, модифицируют данный метод своеобразием, последовательностью и взаимосвязью этих приемов. Методики в отличие от метода, носит более универсальный характер, всегда привьязани к изучению определенного конкретного предмета диагностика межличностных отношений (Например, методика ДМО

Под техникой диагностирования общепринято подразумевать комплекс специализированных приемов с целью эффективного применения того либо другого метода (к примеру, приемы статистического анализа, приемы контроля надежности информации, приемы измерения количественных характеристик и т.д.).

Представляет интерес классификация методов социальной психологии, разработанная В.Е. Кузьминым и В.Е. Семенов в монографии Методы социальной психологи. В этой классификации вся совокупность методов упорядочивается следующим образом:

1. Методы эмпирического исследования:
наблюдение;
изучение документации;
опрос (интервьюирование, анкетирование);
специализированные социально-психологические методы (социометрия; экспертная или
групповая оценка и т.п.);
тесты;эксперимент.


2. Методы моделирования (создание различных моделей)
исследуемых процессов и явлений: теоретических, концептуальных, описательных
тому подобное).




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментариев

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии

Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: