» » » Персонология (психология личности) : Потребности, мотивы и ценностные ориентации личности

Персонология (психология личности) : Потребности, мотивы и ценностные ориентации личности

Персонология (психология личности) : Потребности, мотивы и ценностные ориентации личности


Потребности - это переживание человеком необходимости в чем-то, что обязательно становится источником его последующей активности. Они определяют, к чему человек стремится в настоящий момент. Потребности всегда связаны с переживанием человеком какогото определенного недовольства, связанного с недостатком того, что требует организм или личность. Потребности активизируют человека, стимулируют его поведение, направляют в определенном русле.

Потребности можно разместить иерархически в виде пирамиды следующим образом (по А. Маслоу):

Персонология (психология личности) : Потребности, мотивы и ценностные ориентации личности



Важным моментом в концепции иерархии потребностей А. Маслоу является тот факт, что потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу «все или ничего». Поэтому человек одновременно может удовлетворять два и более уровней потребностей. Он считал, что средний человек удовлетворяет свои потребности в таком объеме: 85% - физиологических, 70% - безопасности, 50% - филиации, 40% - самоуважения и 10% - самоактуализации.

Мотивы (от лат. Moveo - толкаю, двигаю) - это побуждение к деятельности, связанные с удовлетворением определенных потребностей. Они определяют, почему человек ведет себя так или иначе.


Мотивы различаются степенью их осознанности:
Неосознанными мотивами являются влечение и установка.
Влечение - это энергия, которая активизирует поведение человека, например, сексуальное влечение. Это первичное эмоциональное проявление потребности человека в чем-то. Появление влечения образует начальный этап мотивационного процесса.
Установка является психическим состоянием готовности субъекта к определенной деятельности или к определенной реакции. Например, преподаватель может иметь установку на то, что студент, который пропускает много занятий, не может обладать высокой учебной успеваемостью.

Осознанными мотивами являются интересы, стремления и убеждения.
Интерес - это эмоционально окрашенное отношение к окружающему. Он является постоянным побудительным механизмом познания. Выделяют следующие виды интересов:
по устойчивости: устойчивые и неустойчивые. Устойчивые сохраняются на протяжении длительного времени (например, интерес к математике у абитуриента механико-математического факультета появился еще в детские годы)
неустойчивые меняющиеся во времени (например, интерес к биологии появился за полгода до поступления на биологический факультет и уже к концу первого семестра исчез).

Вторым и третьим разновидностями осознанных мотивов является стремление и убеждения.
Стремление - это сильное желание, хотение. Оно указывает на то, что индивид хочет достичь в своей жизни.
Убеждение - это система устойчивых принципов личности. Они всегда имеют эмоциональную окраску.

Мотивы обычно образуют определенную систему в структуре личности. Систему мотивов, которая определяет конкретные формы деятельности или поведения человека, называют мотивацией.

Мотивация может быть внешней и внутренней. Внешняя мотивация человеку навязана, например, студент учится тому, что за это получит одобрение родителей и преподавателей. Внутренняя мотивация основывается на собственном выборе и личной желании, например, студент учится тому, что ему интересно или он стремится достичь совершенства в выбранной специальности.
Зависимость между силой мотивации и эффективности действия были обобщены в двух правилах Йеркс-Додсона. Первое правило: с ростом интенсивности мотивации эффективность действия возрастает лишь до определенного уровня, после чего начинает спадать; при высокой интенсивности мотивации эффективность действия низкая. Например, если студент больше всего хочет сдать экзамен на отличную оценку и считает, что от этого будет зависеть его дальнейшая судьба, вероятно, что этот экзамен будет составлен ниже возможностей этого студента. В таком случае говорят, что человек мотивирован. Второе правило: при решении легкого задания самая высокая эффективность наблюдается при высоком уровне мотивации, а при выполнении сложных задач - при низком уровне мотивации. При этом речь идет о субъективно, а не объективно легкой или сложной задаче.




Американский исследователь Д. Макклеланд изучал мотивацию достижения. Он пришел к выводу, что в зависимости от истории развития
конкретной личности в ней может преобладать или мотивация достижения успеха (такой человек активен, идет на риск, подвержен духу соревнования и конкуренции), либо мотивация избегания неудачи (такой человек уклоняется от риска и ответственности, безынициативен, не любит соревнований и конкуренции).

Ни одно общество не могло бы просуществовать, если бы его граждане не придерживались определенных правил поведения. Эти правила отражают стандарты человеческих взаимоотношений, социальные и индивидуальные нормы оценивания действительности. В психологии понятие, с помощью которого характеризуют социально-историческое значение для общества и личностный смысл для индивида определенных явлений окружающего мира, называют ценностями.

Немецкий психолог первой половины XX в. Э.Шпрангер выделил шесть основных типов ценностей, которые в разной степени присущи всем людям:
Теоретические ценности. Человек, который уделяет внимание этим ценностям, прежде всего, заинтересован в раскрытии истины; характеризуется рациональным и критическим подходом к жизни. Он интеллектуален и выбирает для себя деятельность, связанную с фундаментальными науками или философией.
Экономические ценности. Человек с доминированием этих ценностей выше ценит то, что полезно и выгодно. Он практичн и активн интересуется тем, как заработать деньги. Знания, которые не имеют конкретного применения, считает ненужными. Люди такого склада достигали больших успехов в технике и технологии.

Эстетические ценности. Такие люди больше ценят форму и гармонию. Они наслаждаются жизнью. По специальности они не обязательно должны быть художниками, но всегда имеют повышенный интерес к эстетической стороне жизни.

Социальные ценности. Для людей с таким типом ценностей самое главное - это любовь других. Другие ценности они могут рассматривать как негуманные. Наиболее ярко социальные ценности оказываются в альтруизме - готовности жертвовать собственными интересами в пользу другого человека или сообщества. Противоположным альтруизму есть понятие эгоизм - пренебрежение интересами других людей и сообщества ради личных интересов.

Политические ценности. Такие люди выше ценят власть, влияние, славу, известность. их профессиональная активность не обязательно связана с политикой, однако в них ярко выраженная тенденция к доминированию.

Религиозные ценности. Такие люди заинтересованы в понимании мира как единого целого. Способы реализации этой ценности разные: одни реализуют их через активное участие в жизни, другие - путем отстранения от жизни.

Ценности как общественный феномен следует отличать от ценностных ориентаций как личностного феномена. Ценностные ориентации - это выборочная, относительно устойчивая система направленности интересов и потребностей личности, направлена на определенный аспект социальных ценностей. Это выделены и внутренне принятые личностью ценности; субъективно отражены в сознании ценности общества. Они составляют основу жизненной концепции человека, его «философию жизни». Базовыми ценностными ориентациями человека являются:
ориентация на истину одна из самых высоких ценностных ориентаций человека. Она регламентирует познавательную сферу, способность человека к мышлению и интуитивного понимания, а также поддерживает другие ценностные ориентации;
ориентация на обилие нужна для поддержания жизнедеятельности, однако стремление к жизни безгранично и такая ориентация может впоследствии стать чрезмерной, а то и доминантной;
ориентация на свободу означает возможность действовать согласно собственному волеизъявлению, не предопределены внешними факторами;
ориентация на справедливость оценивает соотношение явлений и вещей с точки зрения их распределения между людьми;
ориентация на добро регламентирует поведение членов общества, их взаимоотношения;
ориентация на красоту выражает отношение людей к жизни и окружающему миру, делая это с помощью понятий о прекрасном и безобразном.
Современные исследования ценностных ориентации принадлежат американскому психологу М.Рокича. Он различает два класса ценностных ориентаций: терминальные, связанные с убеждением человека в том, что конечная цель ее деятельности стоит того, чтобы ее стремиться (например, внутренняя гармония, благополучие, любовь, саморазвитие и т.д.) и инструментальные, связанные с убеждением человека в том, что в любом ситуации предпочтение следует отдавать определенному образу действий или свойства личности (например, аккуратность, честность, дисциплинированность, терпение, жизнерадостность, ответственность и т.д.).
Ценностные ориентации человека обеспечивают устойчивость его личности, последовательность его поступков, а также постоянство взаимоотношений с окружающим миром. Как известно, когда в истории происходят глобальные катаклизмы, разрушаются государства, политические системы, то это касается сферы ценностных ориентаций людей, принадлежащих к данному обществу.

Видео Лекция: Психология мотивации





Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментариев

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии

Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: