» » » Персонология (психология личности) : структура личности

Персонология (психология личности) : структура личности

Структура личности Зигмунда Фрейда Структура личности Карла Юнга Структура личности Сергея Рубинштейна Структура личности Константина Платонова

Персонология (психология личности) : структура личности

Структуру личности следует понимать как систему стабильных психологических характеристик, которые выполняют роль основных «строительных блоков» психики. Они аналогичны таким понятием, как атомы и клетки в естественных науках. Однако, в отличие от этих наук, все структурные компоненты психики являются гипотетические, и их нельзя увидеть в пространстве, а лишь наблюдать их функционирование.
В структуре личности разные психологи выделяют различные составляющие. Рассмотрим структуры личности, которые предложили 3. Фрейд, К. Юнг, С Рубинштейн, К. Платонов. Все они принадлежат к первой половине XX в.

Структура личности Зигмунда Фрейда


Персонология (психология личности) : структура личности

По З. Фрейду, личность имеет три структурных компонента: ид, эго и суперэго, которые следует рассматривать скорее как процессы, чем состояния.
Ид (от лат. Id - оно) - старейшая базовая структура личности, которая функционирует в бессознательной сфере и предоставляет нашему поведению энергию. Это врожденный и исключительно простой аспект личности, который действует по принципу биологического влечения и удовлетворения, то есть напряжение разряжается немедленно. Это достигается либо через рефлекторные действия, или через фантазии. Поскольку ид не знает страха и тревоги, оно может быть неосторожным и поэтому стать опасным для индивидуума и общества. На протяжении всей жизни ид имеет центральное значение для индивидуума.
С появлением у ребенка представления о том, что кроме него самого существует еще и внешний мир, возникает второй структурный компонент личности «Эго» (от лат. Ego - я). «Эго» действует на уровне бессознательной, предсознательной и сознательной сфер психики и отвечает за принятие решений. Его функция удовлетворить желание ид, перед тем согласовав их с требованиями социальной окружающей среды. Итак, «Эго» подчиняется принципу реальности, цель которого - привнести в наше поведение разумность. В зависимости от приобретенного опыта его может меняться.
Суперэго (от лат. Super - сверх; ego - я) так же, как и «Эго», действует на уровне бессознательной, предсознательной и сознательной сфер психики. «Эго» формируется в процессе социализации и интернализации. Это - набор моральных норм личности. Он начинает формироваться в 3-5 лет и завершается, когда родительский контроль заменяется самоконтролем. Этот самоконтроль направляется идеалистическими целями и морально-этическими принципами человека.

Структура личности Карла Юнга


Персонология (психология личности) : структура личности

Карл Юнг в своей теории психоанализа, которую он назвал аналитической психологией, предложил свою структуру личности. Он утверждал, что душа (в теории К. Юнга термин, аналогичный личности) состоит из трех взаимодействующих структур: эго, индивидуальное бессознательное и коллективное бессознательное.

Эго является центром сознательной сферы человека и охватывает все те мысли, чувства, воспоминания, благодаря которым мы чувствуем целостность и устойчивость своего психического жизни и способны увидеть результаты своей сознательной деятельности.

Индивидуальное бессознательное охватывает конфликты и воспоминания, которые человек когда-то осознавал, однако теперь они подавлены или забыты. Эти эмоционально заряженные мысли, чувства, воспоминания, унаследованные человеком от его личного или родовой опыта, образуют комплексы (например, комплекс власти, сексуальный комплекс и т.д.), которые могут существенно повлиять на психическую жизнь человека.
Принципиально новым в аналитической психологии К. Юнга было внедрение понятия коллективного бессознательного, которое параллельно с индивидуальным бессознательным он рассматривал как автономную психическую структуру.

Коллективное бессознательное - это самый глубокий слой личности человека. Это хранилище латентных следов памяти человечества, в котором отражены общие для всех человеческих существ мысли и чувства, которые являются результатом нашего общего прошлого. Коллективное бессознательное охватывает всё духовное наследие человеческой эволюции, оно одинаково для всего человечества.





К. Юнг предположил, что коллективное бессознательное состоит из так называемых архетипов (от гр. Arche - начало; typos - образец) - модели поведения, алгоритмов познания, которые переходят от поколения к поколению. Другими словами, это эхо в нашей психике духа наших предков. Архетипы сохраняются в коллективном бессознательном, бессознательно усваиваются людьми и наполняются в результате их деятельности конкретным содержанием.

Количество архетипов ограничено, однако основное внимание К. Юнг уделил персоне, тени, Анимэ, анимусу, самости.
Персона - это то, как мы обнаруживаем себя в отношениях с другими людьми. Она обозначает те роли, которые мы играем в соответствии с требованиями общества. Персона призвана производить впечатление на других и скрывать свою истинную сущность. Если этот архетип приобретает слишком большое значение, человек становится неспособным к подлинным переживаниям.
Архетип тень представляют собой нашего темного двойника, отрицательные качества, которые мы не хотим видеть, социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли, проявляются в неконтролируемых эмоциональных состояниях человека и неожиданных аморальных поступках. Архетип тень имеют и положительную сторону, проявляется это, в том, что они есть источником творческого начала личности.
Анима представляет собой женское начало в мужчинах, источник их иррациональных чувств; Анимус - мужское начало в женщине, источник ее устойчивости, твердых убеждений и принципов. Эти архетипы построены на том биологическом факте, что в организме мужчин и женщин вырабатываются и мужские, и женские гормоны.
Самость - важнейший архетип в теории К. Юнга. Он обеспечивает мотивацию человека к целостности и единства. Это стержень личности, вокруг которого находятся все остальные еле-менты. При достижении интеграции всех стуктурных компонентов личности, человек чувствует единство и гармонию.

Структура личности Сергея Рубинштейна


Персонология (психология личности) : структура личности

Сергей Рубинштейн, российский психолог, в структуре личности выделял направленность; знания, умения, навыки; индивидуально-типологические особенности.
Направленность является основным компонентом личности и представляет собой совокупность ее устойчивых потребностей и мотивов. Направленность выражает «Я-концепцию» личности и ее общественную сущность. Она ориентирует деятельность человека независимо от конкретных условий.
Знания, умения и навыки являются основными средствами деятельности человека. Они являются продуктивными элементами деятельности и дают человеку совокупность сведений об окружающем мире, обеспечивающих успешное выполнение действий, совершенствуют отдельные компоненты умений.
К индивидуально-типологическим особенностям личности относятся темперамент, характер и способности человека. Они обеспечивают своеобразие динамики протекания психической деятельности, типичные способы поведения человека, создают субъективные условия успешного выполнения определенного вида деятельности.

Структура личности Константина Платонова


Российский психолог второй половины XX в. Константин Платонов в структуру личности предложил отнести четыре подсистемы: биологически обусловленную, форму отражения, социального опыта и направленности.
К биологически обусловленной подструктуре принадлежат типологические особенности личности (например, темперамент), ее половые и возрастные особенности, а также патологические изменения, которые зависят от физиологических и морфологических особенностей мозга.
Подструктура форм отражения является психологической подструктурой и охватывает индивидуальные особенности отдельных психических процессов, которые формируются в течение жизни человека.
Например, широта мышления, яркость воображения.
К подструктуре социального опыта относятся знания, умения, навыки и привычки, которые человек приобретает в своем личном опыте через обучение.
Наконец, подструктура направленности объединяет отношение человека к миру и его моральные качества. Основными формами направленности личности являются наклонности, интересы, желания, влечения, убеждения, мировоззрение и идеалы.




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментариев

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии

Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: