» » » Персонология (психология личности) : Теоретические направления персонологии

Персонология (психология личности) : Теоретические направления персонологии

Персонология (психология личности) : Теоретические направления персонологии

1. Психоаналитическая теория личности;
2. Бихевиоральная теория личности;
3. Гуманистическая теория личности;
4. Диспозиционная теория личности;
5. Деятельностная теория личности.

В персонологии сосуществуют различные альтернативные направления, главными из которых являются; психоаналитическое, бихевиоральное и гуманистическое. В мировой психологии признание получило также диспозиционное направление, а в отечественной психологии - деятельностное. Каждый из них описывает личность как интегрированное целое, однако акцентирует свое внимание на чем-то одном.

Психоаналитическая теория личности


Психоаналитическая теория личности основывается на представлении о том, что человек является сложной энергетической системой с ведущими силами в бессознательной сфере. ее предложил австрийский психиатр и невропатолог начала XX в. Зигмунд Фрейд, опираясь на достижения в физиологии и физики.

Было выдвинуто два предположения:
первое - переживания раннего детства играют решающую роль в формировании личности взрослого человека, следовательно фундамент личности закладывается до пяти лет
второе - человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии (либидо), которая в своем развитии проходит пять психосексуальных стадий.

3. Фрейд считал, что поведение человека активируют процессы возбуждения, вызванные телесными потребностями. У каждого человека есть только определенное ограниченное количество такой энергии, и она работает по известному закону сохранения и превращения энергии. Потребности человека оказываются в инстинктах жизни и смерти. Инстинкты смерти подчиняются принципу энтропии, то есть закона термодинамики, согласно которому любая энергетическая система стремится к сохранению динамического равновесия.
Другой представитель психоаналитической теории личности швейцарский психиатр середины XX в. Карл Юнг обращал внимание на саморозвитие личности, на поиск своей индивидуальности. Он описал две основные формы направленности личности: экстраверсии и интроверсии. Экстравертированный люди направлены на внешний мир, других людей и предметы. Они подвижны и коммуникабельны. Интроверты, наоборот, погружены в свой внутренний мир, в своих чувствах. Они сдержанны и стремятся уединения. Обе формы сосуществуют, однако одна из них является доминантной.



В своей теории личности К. Юнг придавал огромное значение стремлению человека к интеграции, гармонии и целостности. Конечная цель жизни - это полная реализация своего «Я», становление неповторимой индивидуальности. Достижение этой цели есть самореализация и она является конечной стадией развития личности. Самореализация требует высоких способностей и образованности и поэтому еедостигает только незначительное количество людей.

Бихевиоральная теория личности


В бихевиоризме личность вполне подвластна влиянию внешней среды. Главными факторами формирования личности является научение и опыт человека. Личность это и есть тот опыт (другими словами - набор усвоенных моделей поведения), который человек получил за свою жизнь.
Персонология (психология личности) : Теоретические направления персонологии

Беррес Скиннер, американский психолог 30-80-х годов XX в., Отмечает, что социальное поведение человека, а именно оно характеризует его личность, является результатом подражания поведения взрослых, прежде всего, родителей, сверстников, героев телевидения и тому подобное. С его точки зрения, поведение человека контролируют стимулы, приятные и неприятные. Способом их применения является или наказание и негативное подкрепление, или одобрение и положительное подкрепление.
Например, студента, который не выполнил всех практических работ, не допускают к экзамену; если студент пропускает занятия, его вызывают в деканат и дают выговор. Такие стимулы, однако, могут иметь негативные посторонние эффекты. Например, студенты будут искать все новые и новые способы списывания, а «прогульщики» находить нечестные способы для своего оправдания.

Поэтому Б. Скиннер рекомендовал брать за основу одобрение и положительное подкрепление. В этом случае акцент переносится на достижения человека, а не на ее недостатки.
Например, студентов, успешно сдавших сессию, награждают бесплатной поездкой заграницу.


Другой представитель бихевиоральной теории Альберт Бандура, американский психолог второй половины XX в., Считал, что новые формы поведения можно усвоить и без внешнего подкрепления. Он акцентировал свое внимание на подражании и научении через наблюдение за поведением других людей. В таком случае можно будет научиться не на своих, а на чужих ошибках. Кроме того, А. Бандура, обращает внимание на самоподкрепления, когда человек сам для себя устанавливает предел своих достижений и сама себя одобряет или наказывает за успех или неуспех. Умение людей осознавать свои способности, строить поведение в соответствии с конкретной задачей и ситуацией ученый назвал самоэффективностью личности. Люди, которые осознают свою самоэффективность, прикладывают больше усилий для выполнения сложных дел, чем те, что сомневаются в своих возможностях. Высокая самоэффективность связана с ожиданием успеха и способствует самоуважению. Напротив, низкая самоэффективность вызывает поражение и снижает самоуважение.

Джулиан Роттер, американский психолог второй половины XX в., Изучал, как человек объясняет те или иные ситуации, в которые она попадает в жизни. Главным фактором, определяющим характер деятельности человека, по его мнению, является его ожидания и взаимодействие со значимой средой. Одни склонны брать ответственность за то, что с ними происходит, на себя, другие перекладывают ответственность на внешние обстоятельства и окружающих людей. В связи с этим ученый вводит понятие локуса контроля - обобщенного ожидания того, насколько люди контролируют подкрепления.

Гуманистическая теория личности


Гуманистическая теория сосредоточена на внутреннем богатстве человека, на его самосовершенствовании. Сама сущность человека постоянно направляет его к личностному росту, творчеству и самодостаточности.
Персонология (психология личности) : Теоретические направления персонологии

Так, студенты, которые учатся на третьем курсе, отличаются от первокурсников своим интеллектуальным развитием; специалисты с пятилетним стажем работы, будут более зрелыми в социальном плане, чем третьекурсники и т. п.
Это связано с тем, что человек постоянно ставит перед собой все новые и новые цели и отвечает за реализацию своих возможностей.

Гуманистическая теория личности американского психолога 30-60-х годов XX в. Абрахама Маслоу основывается на том, что каждого человека следует изучать как единое, уникальное и организованное целое. Он замечает, что слишком долго психологи сосредотачивали свое внимание на детальном анализе отдельных психических явлений, пренебрегая тем, что человек представляет собой единое целое. Целое больше суммы частей. Единство и целостность личности является ее центральной характеристикой.
А. Маслоу одним из первых указал на такую универсальную характеристику личности, как творчество. Именно творчество позволяет человеку самовыразиться. Большинство людей, однако, теряют это качество; этому, по мнению ученого, способствует официальное образование.
Стержнем гуманистической теории А. Маслоу является выстроенная им пирамида иерархии потребностей. Человек, по его мнению, осознает свои потребности и стремится к их удовлетворению.

Подход Карла Роджерса, американского психолога 50-80-х годов XX в., Основывается на трех тезисах: личность человека является функцией уникального восприятия человеком окружающей действительности, то есть поведение человека можно понять только через его переживання; люди сами определяют свою судьбу; люди по своей сути добрые и стремятся к самосовершенству. Все поведение человека регулируется тенденцией актуализации, тенденцией развить себя, максимально выявить лучшие качества своей личности.
Сущность личности можно понять только в случае, если рассматривать человека как целое. Для характеристики этой целостности К. Роджерс ввел понятие «самость» - организованную, долговременную сущность человека, стержень наших переживаний. Иными словами, это «Я-концепция» человека.

Диспозиционная теория личности


Основным понятием этой теории личности является диспозиция. Диспозиция (от лат. Dispositio - расположение, размещение) - это психологические факторы, которые субъективно определяют поведение человека. Они обусловливают его потенциальную деятельность, склонность к определенной последовательности действий и поступков.
В основе диспозиционной теории личности лежат две идеи. Первая заключается в том, что все люди наделены определенными устойчивыми чертами личности, которые определяют их склонность вести себя определенным образом в различных ситуациях; вторая - нет двух людей, подобных друг - другу по своим чертам.
Гордон Олпорт, американский психолог 20-60-х годов XX в.,
замечал, что каждая личность цельная и уникальная и эти
существенные признаки личности можно понять из ее черт. Именно
черты являются важнейшим понятием для понимания личности человека. Все они тесно взаимосвязаны.

Деятельностная теория личности


В 20-30-х годах XX в. под влиянием бихевиоризма сформировалась деятельностная теория личности. Ее начали разрабатывать российские и украинские психологи Л. Выготский, Рубинштейн, Леонтьев, А. Лурия, А. Запорожец, П. Гальперин, Г. Костюк и др.
В основу теории деятельности была положена идея о том, что решающим фактором формирования личности человека является его деятельность. Личность рассматривают как относительно устойчивую совокупность психических свойств, как результат включения индивида в межличностные связи.




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментариев

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии

Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: