200 0

Основные критерии классификации познавательных (психических) процессов.

(Оглавление) Примеры будут приводиться на основе памяти и внимания (универсальных психических процессов). В этом вопросе мы расстанемся с памятью и вниманием, и в дальнейшем будем говорить только о познавательных процессах. Есть три основные возможности классификации. 1. Рассматривать психический

230 0

Виды чувствительности или классификации

(Оглавление) Мы пользуемся языком современной когнитивной психологии. Здесь нестрого разделяют ощущения и восприятия. И в классической когнитивной психологии не было проблемы видов восприятия. По модальности выделяется пять видов чувств. И так далее. Ещё раз поясним виды критериев и дадим

251 0

Виды мышления.

(Оглавление) Группы критериев будут теми же. А примеры не просто другими. Тут надо сделать ряд замечаний, по крайней мере, два. Как только входим в область мышления, то здесь философ очень ответственно занимается самостоятельно. Психолог ученый, а философ – это создатель условий для появления наук.

215 0

Роль двигательной активности в развитии чувствительности. Практические (испольнительные) и познавательные действия

(Оглавление) Первая часть этого вопроса – какова роль движений, двигательной активности в развитии органов чувств? Это старинная проблема. Её обсуждают в плане проблематики врожденного и приобретенного восприятий. И в плане проблематики теоретической. Скажем, что такое вообще активность субъекта.

192 0

Движение и действие. Понятие задачи. Координация практических действий.

(Оглавление) Для многих авторов движение и действие синонимичны. Для начала надо сказать, что движение и действие – понятия конечно разные, но они могут пересекаться. Первый вариант – движение, но не действие. Такой вариант возможен, но недостаточно лишь эмпирических примеров, нужна теоретическая

205 0

Практические действия и развитие интеллекта. Сенсомоторный интеллект.

(Оглавление) Мы уже знаем, что сенсомоторный интеллект – это первая стадия развития интеллекта по Ж.Пиаже. Будем постепенно изучать концепцию Пиаже. Интеллект по Пиаже – это система логических операций. Однако здесь мы говорим об интеллекте развитом, уже понятийном, связанном с логикой. Но первая

515 0

Виды образных явлений, изучаемые в психологии. Функции образа

(Оглавление) Образ, прежде всего перцептивный, восприятие. Но образ имеет не один вариант. Скажем, в английском. Есть два разных слова, которые по-русски переводятся одинаково. Первое – индивидуально-конкретный образ. По латыни перцепт. Обладает качествами сенсорный, константный, предметный,

366 0

Образное представление как переход от действия к мысли.

(Оглавление) Здесь появляется возможность, требующая разъяснения. Можно было бы опираться лишь на Ж. Пиаже. Но книги Пиаже активно вошли в психологию в 30-е годы и они были активно использованы Л.С.Выготским, поэтому есть возможность говорить об одном и том же и на языке Пиаже и на языке

209 0

Наглядно-интуитивное мышление как дооперациональная стадия развития интеллекта.

(Оглавление) Вновь обращаемся к концепции Пиаже, ко второй дооперациональной стадии . Концепцию можно рассматривать по-разному. Например, только от начала, т.е. пояснять, как из каждого нового образования возникает возможность следующего. Но нам интересно рассматривать её и с начала и с конца

309 0

Язык и речь . Виды и функции речи . Проблема эгоцентрической речи.

(Оглавление) В одной из тем подробно говорилось о средствах общения, одним из которых является и речь. Язык и речь различаем по психолингвисту Ф. Соссюр. Язык – это совокупность знаков и правил оперирования ими. Основное свойство языка – его условность (произвольность) знакового материала

247 0

Стадии развития значений слов. Методики образования искусственных понятий.

(Оглавление) В этом вопросе разберём генетическую историю, которую рассказывает Выготский с соавтором. Л.С.Сахаров по поручению Выготского пытается посмотреть современный им материал стадий развития значений слов. Ребёнок говорит в 1,5-2 года, а понятия появляются в 7-8 лет. Что заменяет понятие в

244 0

Проблема соотношения житейских и научных понятий. Значение и смысл слова: особенности внутренней речи (Выготский). Конкретные и формальные операции (Пиаже).

(Оглавление) Выготского интересовало, что когда возникает понятие, ребёнок начинает осознавать признаки, начинает рассуждать (Пиаже назовёт эту стадию конкретные операции, а истинные понятия – формальные операции). Выготский не читал позднего Пиаже, а только раннего и нашёл там слова о том, что