224 0

Гипотеза лингвистической относительности: экспериментальные факты и их обсуждение

(Оглавление)Авторы этойгипотезы – Эдуард Сепир и Бенджамен Уорф. Гипотеза имеет дваварианта сильный и слабый и едва ли подлежит строгой оценке. Смысл в том, чтоструктура языка (лексика, грамматика) является связанной (коррелирует) спредставлением человека о мире, его поведением, его познанием. Это

262 0

Межкультурные исследования познания (на примере вербального мышления)

  (Оглавление) Межкультурные исследования познания начались с исследований Турнвальда, который изучал у разных народов умения счета, словесного ассоциирования и пересказа коротких историй. В дальнейшем довольно интересно и удачно случилось так, что вслед за Турнвальдом обязательно упоминают

890 0

Основные метафоры сознания: процессы памяти, свойства внимания, виды воображения.

(Оглавление) Наверное, не всякая метафора сознания может быть представленанаглядно. Хотелось бы пометить главное, что в представлениях метафорических овнимании как центре сознания и сознании в целом есть своя опорная точка. С чегоначинается представление о сознании хорошо известно. С модели

368 0

Основные подходы к изучению универсальных психических процессов.

(Оглавление) С одной стороны мы различали сами свойства индивидуальности (собственно фиксируемые свойства личности). С другой стороны эти же свойства могут быть рассмотрены как создаваемые. Различение свойств как фактов и как артефактов. И второе различение касается позиция психолога, который

250 0

Выявление первичных мнемических способностей и описание их проявлений. Изучение памяти в классической психологии сознания и поведения.

  (Оглавление) Подчеркнем ещё раз что тут является предметом исследования. Это произвольная и непосредственная память (память тела, привычка). Рассмотрим в этом вопросе два направления, которые во многом конфликтуют, психология сознания и поведения. Но в области исследования памяти у этих

230 0

Становление опосредствованного запоминание или конструирование искусственных (внешних) средств для повышения эффективности запоминания.

  (Оглавление) Для конструктора основной интерес в построении мнемотехник(внутренних а потом и внешних средств для запоминания). А исследовательрассматривает роль мнемотехник в формировании памяти как психической функции,регулируемой самим индивидом. Рядом с Выготским могут быть

232 0

Исследования процессов (механизмов) запоминания и закономерных условий их осуществления.

(Оглавление) Здесь уже только память, связанная с познанием. Классики связывали эффективность запоминания с временем. Некие хранилища, у каждого из которых есть ограничение во времени. А в современных подходах другой принцип, сохранение определяется не временем запоминания, а характером задачи и

627 0

Структуры памяти как стадии переработки информации.

(Оглавление) Многое в когнитивной психологии идёт от У.Джемса. Он и будет тут первым автором. Он выделяет в общем потоке (индивидуальный, непрерывный, постоянно меняющийся и избирательный) сознания память первичную и вторичную. До сих пор ведется спор сколько в этом процессуальном смысле видов

341 0

Теория уровней переработки информации. Общее представление о метапамяти.

(Оглавление) Идея не блоков (отдельных систем), а напротив уровней переработки в едином процессе, была высказана в начале 70-х голов исследователями Крейком и Локхартом. Они определили память, имея ввиду прежде всего память глубокую долговременную перманентную. Память – есть функция от способа

346 0

Возможные определения внимания и его основные эффекты

(Оглавление) Мы строим наш курс на общепсихологической теории деятельности, предложенной Леонтьевым. И в этой теории мы вообще-то не встречаем подробных разработок проблемы внимания. Но такие разработки есть. Конкретно, Ю.Б.Гиппенрейтер предлагала свою разработку в духе Бернштейна и Леонтьева. Её

475 0

Классические представления о внимании.

(Оглавление) Будет удобно задать структуру ответа на этот вопрос. Возможно три подхода. Первый – структурный, который ставит проблему внимания в контекст проблемы сознания. Представлен Вундтом и Титченером. Второй - функциональный. Яркий представитель У.Джемс. Рассматривает проблему внимания в

550 0

Внимание и психотехника: измененные состояния сознания (ИСС).

(Оглавление) Житейская психотехника во все времена интересовалась проблемой управлением вниманием и через него – сознанием в целом. Очень часто, ИСС не научная, а интересная психология. Потому что не имеет четких основ. Есть особая проблема как на выходе по диплому определить психолог житейский