Возможности описания и анализа процесса общения.

Возможности описания и анализа процесса общения.


Грубо их две. Общение можно описывать как поведение, которое можно наблюдать извне – это внешняя точка зрения. И можно вскрывать (моделировать) внутреннюю структуру общения. Два автора соответственно.
Общение извне может описать не только психолог. Это примерно как диагност, описывающий свойства человека. Нужно взять толковый словарь по толще, выписать из него все те возможные свойства, которые позволяют описать человека в общении и затем их использовать для описания, подвергая математической обработке, факторному анализу. Первый автор – психолог диагност Лири. Ему удалось извне описать индивидуальные стили общения. Выделяют ещё иногда симпатию или антипатию. Человека можно не принимать как партнера по общению, но он тебе не симпатичен. А может быть наоборот.
Внутреннюю структуру общения моделирует Бёрн. Он вскрывает прежде всего структуру субъекта общения, в котором Бёрн выделяет три инстанции. Это ребёнок (субъект неуправляемых желаний; неконтролируемых эмоциональных состояний), взрослый (субъект принятия решений в конкретных социальных ситуациях) и родитель (носитель культурных принципов, ценностей, установок). У Бёрна особый язык. Если общение это игра, то отдельный акт общения он назовёт сделкой. И самое общее правило, что сделало популярными его книги. Акт общения должна быть параллельной. Но подобные примеры довольно редки и идеальны, а реальное общение будет продолжаться также только тогда, когда родитель обращается к ребенку и ребенок же обращается к нему. Это позитивный вариант. А негативный: семейное общение муж жене «где мои запонки?» (взрослый к взрослому), ответ надо дать «по ищи на столе», но не так отвечает жена, а «вечно ты разбрасываешь свои вещи». Взрослый получил в ответ получил связь родитель-ребенок.
Три базовых правила анализа общения как действия. Более точный термин Бёрна транзакция . Первое – общение в принципе может протекать на трех уровнях по тому, что субъект общения является сложным. Второе – процесс общения осуществляется тогда, когда транзакция является параллельной или дополнительной. Если транзакция является пересекающейся, то общение нарушается или прекращается совсем. Третье – транзакция может осуществляться одновременно на нескольких уровнях. Бёрн обычно приводит примеры таких транзакций, которые осуществляются сразу на двух уровнях. И если это так, то один уровень социальный (обычно уровень взрослых), а второй – психологический (касается обычно ребенка). Типовой пример хитроумного обращения коммивояжера к некой хозяйке: «Этот товар хорош, но дорог и весьма возможно, может быть не стоит его покупать, он слишком дорог для вас» (человек обращается не к взрослому, а ещё и задевает ребенка, у социального уровня есть подоснова). На уровне взрослого нужно было ответить: «Товар дорог, я воспользуюсь вашим советом», но отвечает не взрослый, а ребенок: «Вы считаете что это мне не по карману, так вот именно это я и возьму». Данная транзакция считается успешной, совершившейся. На самом деле взрослый обращался к ребенку и получил ответ от него. Далее эти единицы общения складываются в развернутые игры, но это материал социальной психологии .



В первой части курса в основном говорили об индивиде природном и социальном. Социальная среда необходима для первого рождения личности. Но она же иногда может препятствовать второму рождению личности. Когда она должна выйти за пределы социального индивида и стать в точном смысле, то есть субъектом культуры. Социальный индивид и личность в точном смысле живут во многом по разным законам. Дюркгейм: социальный факт тотален, а личность целостна. Тотальность имеет отношение к обществу, целостность – к культуре. Второе рождение есть вхождение в культуру. Общества можно условно разделить на традиционные и современные. В традиции личность внутри социального индивида, в современном – может стать субъектом культуры. Житейски самое дорогое, что есть у человека как социального индивида – это его Родина. И всё-таки как сказал Сократ: «Истина выше Родины». Личность в точном смысле так сказать выше, чем социальный индивид. Культура выше социума.
Этот философ когда-то читавший лекции на факультете во многом сделал так, что слушавшие его действительно стали общими психологами, позволил многим понять собственный предмет. Это М.К.Мамардашвили. Он всю свою жизнь был очень спокойным социальным индивидом. Живя в советской стране, никогда не был диссидентом, не вставал в позу, никогда не ждал каких-то удивительных перемен. Точнее знал, что они будут, их предсказывал, но был спокоен и не протестовал против властей. Но вот ситуация изменилась, возможность перехода. Из Москвы в середине 70-х ему пришлось уехать. Так вот когда на его Родине в Грузии стали происходить изменения, переходная болезнь. У многих социальных индивидов есть соблазн остаться в своём социуме, не переходить в культуру. Национальные чувства долгое время были блокированы и теперь казалось бы пора их проявить. Грузия была охвачена национализмом и под предлогом освобождения от России появился человек, который на короткое время был президентом. И тогда философ вынужден был сказать подобное сократовскому: вместе с Гамсахурдия на арену вышел большевизм, это повторение уже случившихся ошибок. Если мой народ выберет Гамсахурдия я должен буду пойти против моего народа, истина выше Родины. Он подвергся репрессиям, сердце не выдержало и он погиб.
Пример из дневников Достоевского. У него есть достаточно точное высказывание, посвященное социализму. И он переболел этой болезнью, был членом социалистического кружка, был осужден за эту свою деятельность, был на каторге. И когда он давал показания, сказал: социализм – это, наверное, какая-то удивительная радостная детская мечта, но мне кажется, что социализм это алхимия прежде химии, астрология прежде астрономии. Я уверен что когда-нибудь вместо социализма, этой детской мечты, появится наука. Ну и он оказался прав, вместо социализма в начале века во Франции появилась наука социология. Ну и если это возникло, то социализм уже не нужен.

Видео Лекции по общей психологии Петухов В.В. (Лекции 1-30)
Видео Лекции по общей психологии Петухов В.В. (Лекции 31-54)
Общая психология: Лекции по общей психологии. Конспект курса лекций (Оглавление)




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментариев

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии

Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: