» » » Основные метафоры сознания: процессы памяти, свойства внимания, виды воображения.

Основные метафоры сознания: процессы памяти, свойства внимания, виды воображения.


Основные метафоры сознания: процессы памяти, свойства внимания, виды воображения.




Наверное, не всякая метафора сознания может быть представленанаглядно. Хотелось бы пометить главное, что в представлениях метафорических овнимании как центре сознания и сознании в целом есть своя опорная точка. С чегоначинается представление о сознании хорошо известно. С модели Вундта, гдеразличался центр внимания и периферия. Сознание понимается как структура. Еслиобратиться к другим авторам близким Вундту не только по времени, но связаннымтеоретическими представлениями. Из центра сознания в одну сторону, так сказатьвспять, где структура Вундта перестаёт существовать. И затем в другую сторону,где структура меняется обретая новые черты. Сначала что предшествует разделениюцентра и периферии.

У.Джемс «О внимании». Уже в этой статье область сознания имеет центри окружающее его поле внимания. Встречаемся с особым интересом Джемса к т.н.измененным состояниям сознания. Сегодня таких состояний описано порядка 20. АДжемс говорил, что каждый день каждый человек испытывает измененные состояниясознания: когда засыпает и когда просыпается. Джемс описывает тот момент(процесс), когда происходит пробуждение человека и как он может дать себе отчёто первых впечатлениях после пробуждения.

Определенное представление о внешнем мире и о себе в нём уженачинает существовать. Но чего-то в этом представлении не хватает из-за чегонельзя это представление назвать структурным, формленным, целостным и единым.Наше сознание в каком-то смысле пока ещё пусто. Вернее, в этом сознании нетразличия между основным и второстепенным. Нет разницы между центром ипериферией. Некое представление о сознании как о емкости допустимо, но в нейнет различия значимости представлений, организованности и упорядоченности.Джемс говорит о прасознании.

Довольно легко догадаться о том, что будет по линии за Вундтом иДжемсом по пути вспять. Если нет различия между центром и периферией, тоследующей шаг связан уже с клинической психологией, с патологией сознания, аточнее – с патологией памяти. Это француз Теодуль Рибо. Он говорит о случаяхпотери памяти – амнезии. Случаи перемежающейся амнезии. Человек можетнаходиться то в одном состоянии сознании и попадая в него как-то действовать.Но наряду с этим попадает в другое состояние сознания и не может вспомнить отом, что было в первом. Основная функция памяти – есть сохранение единствасубъекта. 

Рибо, Джемс, Вундт. И дальше будет как не парадоксально тоже Джемс.Он описывает разные состояния сознания. И предлагает нам заметить, что дажеесли сознание не сопровождается специальным усилием, то оно всё равносуществует и представляет собой направленный поток впечатлений. Подобно ручьюпоток сам прокладывает себе путь, направленность потока – есть его собственноесвойство, он сам задаёт избирательность впечатлений, которые в него входят.

Протекал поток сознания, а мы взяли и произвольным усилиемприостановили его, т.о. чтобы этот поток вновь обратился в структуру. Еслиостановишь поток, то образуется волна внимания по Титченеру. Раз есть структурав виде волны, то она должна удерживаться во времени, иметь временнуюпротяженность. Возникает вопрос, что будет когда сознательное усилие достигнетвысокой степени своего развития или максимума. Волна должна будетпреобразиться.

Анри Бергсон. Допустимое представление о сознании здесь будет таким.Сознательное усилие достигает максимума и сводится к точке максимальногосознательного напряжения.

                               На приведенных представлениях обычноразворачивается метафора универсальных психических процессов. 1) Т.Рибо:отсутствие единства субъекта, единства Я, невозможность сохранять полностью
 

свой прошлый опыт. 2) У.Джемс: сознание обретает единство, но не имеет различия между центром и периферией. 3) В.Вундт: сознание конечно едино и при этом различаются структурные области центра и периферии. 4) У.Джемс: сознание протекает во времени, в потоке сознания отражаются все выполняемые действия. 5) Э.Титченер: подключается произвольное усилие и восстанавливается структура сознания, как волна протяженная во времени. 6) А.Бергсон: максимальное сознательное усилие, всё постороннее скатывается из поля внимания как с горы.

Процессы памяти. У памяти немало определений, но основным всё-таки является. Память – это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения опыта. Запечатленный опыт содержится в прошлом субъекта. Отвечая на следующий вопрос, мы разделим процессы памяти на три группы:

1) Запечатление. Если мы подходим к феноменологии памяти подробнее, то запечатление есть лишь один вариант из многообразных но родственных по функции процессов. В строгом смысле это послеобраз на сетчатке. Прежде всего, есть возможность заменить слово запечатление словом запоминание. И тогда это уже не только сенсорная, но и рабочая память. С материалом хотя бы короткое время необходимо работать. Способ кодирования не только сенсорный. Запечатление связано с восприятием, запоминание – уже не только с восприятием.

Например, предъявили слова или бессмысленные слоги. Какова форма запоминания. Происходит проговаривание материала, акустико-артикуляционное кодирование. Можно было бы сказать внутренний голос, ухо-голос, нужно проговаривать и при этом ещё слышать себя.

 

А если материала столько, что его нельзя запомнить всего лишь за одно предъявление (скажем, слов 20). То в ряду процессов появляется ещё заучивание. Тут вспоминаем первого исследователя памяти – Г.Эббингауза, предложившего метод заучивания списков. Хотя это были списки из бессмысленных слогов.

 

Запечатление, запоминание, заучивание. Сюда можно подключить и разные виды памяти. Скажем, двигательная память. И тогда этот первый процесс превратится в формирование навыка.

 

2) Сохранение. Эта группа, наверное, всегда будет самой загадочной в психологии памяти. М.б. понятно и исследовано то, как заучиваю и запоминаю. Также есть масса способов воспроизвести материал. Но не до конца понятно, каким же образом он сохраняется. Собственно говоря и сохранении мы судим по тому, как воспроизводится или по способу запоминания.

 

Кодирование материала означает его сохранение, удержание в определенной форме. Способы кодирования могут быть самыми разными. а) сенсорное кодирование, чувственное, зрительное, слуховое; б) в рабочей памяти акустико-артикуляционное кодирование; в) длительное запоминание есть семантическое смысловое кодирование, категориальное; г) особый способ кодирования, это кодирование по ключам (время запоминания, эмоциональное переживание и т.д.).

 

Если способы сработали, то переход в воспроизведение. Если не сработали, начинается альтернативный процесс забывания. Он тесно связан с тем, как закодирован материал. М.б. связано с утратой смысла материала 

 

3) Воспроизведение. В когнитивной психологии часто называют извлечением материала из каких-то хранилищ (перманентных, рабочих и т.д.). Самой строгой формой воспроизведения будет порядковый отчёт. Для этого надо будет довольно долго заучивать.


 Если порядковый отчёт не выходит, то надо применить иной метод - свободного припоминания. Значит теперь можно не соблюдать порядок материала, а отчитаться сначала быстро то что было в конце (эффект недавности), потом вспомнили что было вначале (эффект первичности) и наконец кое-что припомнили из середины.

 

Если и свободно припоминания не даёт результата, то предлагается изложение текста. В каком-то смысле аналог свободного припоминания.

 

А если данные методы не дают результата, то следующий метод будет узнавание материала среди другого. С какими-то подсказками от испытуемого требуется опознание идентификация материала.

 

Если не получается даже узнать материал, остаётся последняя возможность, самый тонкий метод проверки сохранности материала. Повторное заучивание. Если когда-то для первоначального заучивания потребовалось одно время, а здесь потребуется меньшее время, то значит след запомненного материала остался в прошлом опыте.

 

Свойства вниманияПростых свойств внимания, показанных на модели Титченера, будет три: а) величина верхней площадки волны внимания; б) высота волны; в) изменение во времени.

 

Свойства внимания целесообразно выделять с опорой на модель волны Титченера. Можно разделить свойства на т.н. простые (т.е. элементарные, несводимые к каким-либо другим, их можно выделить на самой модели, предложенной Титченером) и составные (производные). Сначала три простых свойства внимания:

 а) некоторый объём внимания. Титченер не только теоретик, но прежде всего автор учебника. Само наличие объема внимания предполагает активность субъекта, различение центра и периферии. Для того,
  

чтобы выделить одно свойство нужно предполагать в качестве условия какое-то другое. Объём внимания – есть совокупность элементов (простых впечатлений), которые испытуемый в данное время (в настоящий момент) воспринимает ясно и отчетливо. Тем самым объем есть некоторая базовая количественная характеристика. Внимание здесь представляется как определенное ограниченно поле, в которое входит ряд впечатлений (по Вундту от 3 до 6).

б) Высота волны или степень внимания (интенсивность). Титченер исследователь сказал бы, что в данном случае речь идёт о степени сенсорной ясности (сенсорно-перцептивная, связанная с органами чувств или с другой стороны понятность, имеющая когнитивное интеллектуальное значение). Сенсорная ясность для Титченера условие всех остальных свойств.

в) (волна есть нечто продолжающееся, распространяющееся во времени) длительность.

Таковы простые свойства сознания, теперь посмотрим к каким производным свойствам они нас приведут.

а) Сама модель волны внимания предполагает, что сознание в целом и его центр внимания имеют определенную направленность (1). Здесь пригодятся не только модели структурализма, но и функциональная модель Джемса, где внимание как поток, имеющий направление, которое задаёт сам поток как внутренне свойство. Рядом избирательность (2) внимания. Это не просто свойство внимания, а характеристика, которая входит в само определение внимания. Сосредоточенность (3) на материале. Эта характеристика фактически тождественна понятию объёма, но предполагает ещё и то, что в поле внимания может быть как один фокус, так и несколько. У нашей области есть некоторый единый центр и фокусных точек становится не одна а две, то наш испытуемый теряет возможность быть внимательным. Можно получить патологический случай расщепления внимания, утрата фокуса, центра. Но если испытуемый может сохранять единство объема своего внимания, несмотря на то, что фокусов может быть несколько (по-крайней мере два), то имеем дело с ещё одним свойством распределения (4) внимания. Это есть способность совмещать в сознании, одновременно представлять по-крайней мере два выполняемых субъектом действия.

Если одновременно выполняются два действия, то в психологическом смысле действием является лишь одно из них, все остальные будут являться операциями. Иными словами, центр сознания, так или иначе, стремится к единой точке. И если мы феноменально можем наблюдать и даже измерять у того или иного субъекта способность к распределению, то это всегда будет так.

б) По пункту степени внимания. Здесь мы привлекаем возможные сочетания различных свойств внимания, первого и второго. Концентрация (5) внимания. Яркий пример сложного комплексного свойства. Это есть малый (узкий) объём внимания при его высокой интенсивности. Уменьшение объема при увеличении степени.

 Наиболее объемная группа п.ч. здесь перечисляются все возможные изменения внимания во времени. Прежде всего, изменяться могут уже названные свойства. Например, направленность. Это сдвиг внимания. Этот процесс, в свою очередь имеет два варианта – произвольный сдвиг и тогда переключение (6) внимания. Это как раз вариант сознательного смещения внимания субъектом с одного действия (объекта) на иной. И непроизвольный сдвиг, и отвлечение (7) внимания.

Теперь изменения степени внимания, колебания во времени интенсивности. Имеют место сугубо физиологические механизмы. Бывает тогда, когда не учитывается произвольная активность субъекта. Если же она подключается к свойству длительности. Устойчивость внимания.

 

Завершая этот разговор, добавим, что в этих свойствах исследователь всегда будет сталкиваться с определенной проблемой. Какие-то свойства являются результатом усилия субъекта, а другие - условием обеспечения этого результата. Недаром внимание периодически исчезал из теоретического и подчас экспериментального рассмотрения в психологии. П.ч. внимание проявляется в любой активности субъекта. То, что включено в любую деятельность, что универсально, то подчас исчезает из рассмотрения, сводится к чему-то другому.

 

Виды воображения. Как раз воображение суть такой процесс, который наименее изучен в современной психологии. Первым исследователем, описавшим различные виды, был Т.Рибо. Чтобы выделить различные виды воображения, определим ключевое слово, определяющее его. Это же слово затем делает затруднительным анализ воображения – это предвосхищение (будущего результата действия). Это по существу характеристика самой психики. Поэтому воображение собственного определения не получает и надо добавить ещё одну характеристику – преобразование реальности.

 

Воображение суть процесс мысленного преобразования реальности или представления о ней. Необходимо включить воображение в тот или иной познавательный контекст или контекст собственно познавательных процессов. И тогда получаем следующие виды воображения. а) перцептивное воображение – это мысленное оперирование наглядными образами, мысленное вращение поворот. Это ещё и возможность представить объект с его не воспринимаемой ранее субъектом стороны. б) воспроизводящее воображение. Способность субъекта представить объект (ситуацию) по его описанию (схеме, образцу). Типичные для этого свойства задачи чертежника, дизайнера и др. в) творческое воображение. Здесь два аспекта. Во-первых, само слово «творческое» подсказывает нам, что вообразить значит создать что-то новое. Едва ли можно представить объект только перцептивно, необходимо мышление. Во-вторых, различаются мышление и воображение. Единицей мышления является знак, а единица воображения - символ. В перцептивном воображении единицей является индивидуально-конкретный образ. В творческом воображении – обобщенный образ или имидж. Имидж даёт субъекту не знание, а понимание реальности (объекта).

 

Воедино связывается и создание нового, и фантазия и преобразование реальности. Но главное – это назначение творческого воображения дать понимание ситуации. Творческое воображение – это процесс построения обобщенных образов как возможных средств представления и решения творческих задач. Если говорим о психической активности, то речь не всегда о создании чего-то объективно нового. Новизна это переход от состояния неопределенности к ситуации понятной, в которой можно действовать.

 

Творческое воображение есть построение символов, способов представления реальности. От преобразования и предвосхищения до уникальности творческого явления (например, инсайта). Чтобы объять всю эту реальность разнообразную необходимо различить суждение по результату (когда субъект понял суть задачи, породил сколько-то новых нестандартных творческих идей) и с другой стороны суждение по тому, что является условием результата.

ВНИМАНИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ (англ. рhysiological mechanisms of attention). Направленность и сосредоточенность психической деятельности при внимании обеспечивают более эффективный прием информации. Ведущая роль в достижении этого эффекта принадлежит активирующей системе, включающей в себя структуры мозга разного уровня и обеспечивающей генерализованную и локальную активацию коры головного мозга. Корковая активация выражается на ЭЭГ (см. Электроэнцефалография) в виде реакции десинхронизации и блокады альфа-ритма. При этом снижаются пороги ощущений и возрастает скорость протекания нервных процессов. Спектрально-корреляционный анализ ЭЭГ выявляет более тонкие механизмы мозговой организации внимания. В момент привлечения внимания к стимулу в ЭЭГ наблюдается как распад сложившейся системы (снижение функций когерентности), так и формирование локальных функциональных объединений корковых зон, адекватных реализуемой деятельности (увеличение когерентности). Распад системы (генерализованная активация) преобладает в ситуации неожиданности, неопределенности (напр., при ориентировочной реакции). Функциональные объединения структур под влиянием локальной активации формируются тогда, когда стратегия деятельности определена и деятельность эффективно реализуется. Т. о., генерализованная активация в ответ на новизну обеспечивает непроизвольное внимание.

 

Избирательное активирование областей коры и их функциональное объединение под влиянием локальной активации, имеющей управляемый характер и находящейся под контролем лобных отделов коры, лежит в основе произвольного внимания. Лобные области, одна из функций которых – определение значимости информации и организация реакций на этой основе, по кортикофугальным связям регулируют восходящие активирующие влияния ретикулярных структур мезэнцефального, диэнцефального уровней, лимбической системы, которые избирательно активируют определенные области коры больших полушарий. Это обеспечивает эффективность деятельности в условиях внимания.

 

В онтогенезе по мере функционального созревания лобных областей коры возрастает регулируемость активирующих структур, совершенствуются механизмы локальной активации, определяющие развитие произвольного внимания. См. также Блоки мозга, Доминанта, Е-волна, Ретикулярная формация. (Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер)


  

МЫСЛЕННОЕ ВРАЩЕНИЕ (англ. mental rotation) – 1) способность человека вращать мысленный образ объекта аналогично вращению реального объекта (одна из пространственных способностей); 2) задача и методика хронометрического эксперимента, разработанные Р. Шепардом: испытуемым предъявляются пары изображений трехмерных объектов, одинаковых или зеркальных, причем один из объектов пары повернут на тот или иной угол относительно др. объекта. Основной факт, установленный Шепардом и Мецлером (1971), состоит в том, что среднее время, необходимое для установления тождества или различия двух фигур, линейно возрастает с увеличением указанного угла. Такие задачи применялись и до Шепарда, новой была идея хронометрирования ее решения. (Б. М.)

 

ПРИПОМИНАНИЕ (англ. retrieval) – произвольное воспроизведение материала, связанное с постановкой специальной репродуктивной задачи и с употреблением определенных приемов, с помощью которых она достигается. П. – сложное репродуктивное действие, требующее от человека не только усилий, но и специальных умений. П. избирательно, оно определяется содержанием репродуктивной задачи. Наиболее продуктивными приемами П. являются составление плана воспроизводимого материала и намеренное вызывание таких ассоциаций, которые косвенным путем могут привести к П. необходимого материала. Однако длительное и активное сосредоточение на ассоциациях, не приводящее к успеху, может вызвать отрицат. индукцию нервных процессов и затормозить то, что необходимо для воспроизведения. (Т. П. Зинченко)

 


  

ЭФФЕКТ НЕДАВНОСТИ (англ. recency effect) – тенденция к лучшему припоминанию последних элементов ряда по сравнению с его серединой. См. также Позиционные эффекты, Эффект модальности, Эффект суффикса. (Б. М.)

 


 ЭФФЕКТ ПЕРВИЧНОСТИ (в процессах общения) (англ. primacy effect) – часто имеющее место в коммуникативных процессах явление, когда наибольшее влияние на формирование впечатления (напр., о человеке) оказывает информация, переданная в первую очередь. Э. п. не сводится лишь к особенностям памяти и одноименному мнемическому эффекту (см. Позиционные эффекты). Более ранняя информация создает установку (когнитивную схему), которая в дальнейшем выполняет роль фильтра: установка «усиливает» информацию, подтверждающую ее, и «ослабляет» информацию, которая противоречит ей. Э. п. не является универсальным, в ряде случаев обнаруживается против. эффект, который называется «эффект недавности» (recency effect). Последний часто наблюдается в случае явно выраженной конфронтации альтернативных мнений и оценок (позиций), напр. в судебном процессе (особенно в ситуации, когда решение принимается сразу же после выслушивания сторон, но не после перерыва в несколько дней). (Б. М.) 

УЗНАВАНИЕ (англ. recognition) – отождествление (идентификация перцептивная), признание воспринимаемого объекта как уже известного по прошлому опыту. У. основано на операции сличения наличного впечатления с соответствующими следами памяти. Эти следы выступают в процессе сличения как эталоны опознавательных признаков воспринимаемого предмета или явления. Различается У. индивидуальное и родовое. В процессе индивидуального У. идентифицируется к.-л. индивидуальный объект. В итоге он фиксируется как именно тот самый, который встречался раньше. Родовое У. – это опознание (категоризация) вариативного предмета или явления, напр. некоторой геометрической фигуры. Узнать вариативный объект – значит отнести его к к.-л. известному классу объектов.

 

У. (как и опознание) м. б. сукцессивным и симультанным. Сукцессивное (последовательное) У. характеризуется стадийностью. Оно связано с выдвижением и перебором гипотез. При этом сначала возникает лишь чувство знакомости, которое затем переходит на уровень полного опознания предмета или явления. Симультанное (мгновенное) У. имеет место тогда, когда объект хорошо знаком и условия его восприятия не затруднены.

 

Особое явление представляет собой ложное У., когда человек переживает как знакомые впервые воспринимаемые объекты (феномен «уже пережитого» – фр. déjà vu). См. Дереализация, Псевдопамять.

 

ИДЕНТИФИКАЦИЯ перцептивная (англ. рerceрtual identification) – один из видов перцептивного действия; является промежуточным звеном между актом различения и опознанием; состоит в сличении 2 объектов или в сличении воспринимаемого объекта с эталоном, записанным в памяти, и установлении их тождества или различия. И. всегда предполагает дихотомическое разделение всей совокупности сигналов на класс сигналов, тождественных эталону по всем признакам (положительная И.), и на класс сигналов, не тождественных эталону хотя бы по 1 признаку (отрицат. И.). По данным Т. П. Зинченко (1981), отрицат. И. осуществляется с большей скоростью и точностью по сравнению с положительной. Это объясняется тем, что для положительной И. необходимо установление тождества сигналов по всем опознавательным признакам, в то время как для отрицат. И. достаточно установление различия между ними хотя бы по 1 признаку. Ср. Узнавание. (Т. П. Зинченко)

 



СЛЕДЫ ПАМЯТИ (англ. memory traces) – временные связи в коре мозга, служащие физиологической основой запоминания, сохранения и воспроизведения. Возникновение С. п. обусловливается реальными связями предметов и явлений, в частности их связями в пространстве и во времени, отношениями сходства и различия между ними и т. д. Характеристики этих связей (прочность, лабильность, помехоустойчивость и т. п.) определяются степенью участия соответствующего материала в деятельности субъекта, их значимостью для реализации целей. См. Мнема, Памяти морфологический субстрат, Память. (Т. П. Зинченко)
 


КОДИРОВАНИЕ (англ. coding).1. Преобразование сигнала из одной энергетической формы в другую.2. Преобразование одной системы сигналов или знаков в другую, что часто называется также «перекодированием», «сменой кода» (для речи – «перевод»).3. К. (мнемическое) – процесс преобразования воспринятой информации в кратковременной памяти для облегчения ее запоминания. См. Запоминание, Теория двойного кодирования.4. Процесс порождения (эмиссия) речи (активная речь, экспрессивная речь). А «декодирование» – прием и интерпретация, процесс понимания речевых сообщений (пассивная речь, импрессивная речь). См. Психолингвистика.5. К. поведения – термин психотерапии, обозначающий определенные внушения больному. (Б. М.)

 


ЗАБЫВАНИЕ (англ. forgetting) – один из процессов в системе памяти, проявляющийся в невозможности (неспособности) припомнить или узнать либо в ошибочном припоминании и узнавании. С т. зр. концепций ассоциативного научения физиологическая основа З. – торможение нервных связей, т. е. следов памяти (см. Проактивное торможение, Ретроактивное торможение). Основная закономерность З., установленная Г. Эббингаузом (1895), состоит в быстром его ходе непосредственно после заучивания и постепенном замедлении с течением времени. З. зависит также от содержания, объема материала, его эмоциональной окраски, частоты применения и статуса применения в деятельности. З. оказывается тем более глубоким, чем реже данный материал включается в деятельность субъекта. Включение материала в деятельность – надежное средство борьбы с З.

 

Еще со времен Эббингауза выдвигалась гипотеза о том, что З. – естественный процесс постепенного угасания (англ. decay) следов памяти. Однако этому представлению противоречил ряд экспериментально установленных фактов: 1) с течением времени иногда наблюдается не снижение, а, напротив, повышение в эффективности воспроизведения следов – реминисценция; 2) наличие ошибочных воспроизведений специфического характера; 3) отрицат. влияние на процесс воспроизведения всякой побочной деятельности, отделяющей воспроизведение от запоминания. В связи с этим нем. психологи Г. Мюллер и А. Пильцеккер (1900) высказали предположение о том, что З. – результат тормозящего влияния со стороны побочных интерферирующих воздействий, а не следствие постепенного угасания следов. Интерференция проявляется либо в потере информации под влиянием последующего поступления нового материала, либо в ошибках, вызванных конкуренцией мнемических следов. Ее действие обнаруживается как в кратковременной, так и в долговременной памяти.

 

По З. Фрейду, в основе З. лежит мотив отрицания неприятных впечатлений, стихийное стремление к отпору представлениям, могущим вызвать тягостные переживания; этот механизм вытеснения (англ. reрression) основатель психоанализа сравнивает с рефлексом бегства при болезненных раздражениях. Фрейд полагает, что подобную т. зр., усматривающую в тревожащих воспоминаниях особую склонность подвергаться мотивированному забвению, следует учитывать во многих областях, напр. при оценке показаний свидетелей на суде. В народном эпосе, по мнению Фрейда, мы также сталкиваемся с подобным мотивом – стремлением вытравить воспоминания о том, что тягостно для национального чувства. Аналогичный мотив проявляется и в З. впечатлений детства у отдельного индивида. Концепция Фрейда имеет основания. Тот факт, что неприятные переживания вытесняются из памяти, перекликается с описанным в свое время И. П. Павловым и А. А. Ухтомским явлением запредельного торможения. Тем не менее в ряде более поздних работ, посвященных этой проблеме, не было получено однозначного результата. По мнению П. И. Зинченко, решение проблемы о связи З. с эмоциями невозможно достичь, если изучать влияние эмоций на З. в форме действия какой-то психической силы, оставляя в стороне изучение той деятельности, в которой и в силу которой эти чувства возникли (ее целей, задач, мотивов, конкретного содержания и результатов действий). (Т. П. Зинченко)Добавление: Следует подчеркнуть, что в такой сложной системе процессов, хранилищ и собственно единиц хранения, как обыкновенная человеческая память, механизмов З. должно быть немало. Дело явно не ограничивается лишь разнообразием, скажем, скоростей угасания следов в каждом из типов хранилищ. Исследования в современной когнитивной психологии поддерживают не только идею множественности хранилищ и множественности механизмов (причин и факторов) З., но также и идею характерных для каждого из хранилищ специфических механизмов З. Напр., в сенсорном регистре потеря информации обязана прежде всего быстрому угасанию следа; в долговременной памяти действуют механизмы вытеснения, интерференционного торможения и утраты ключей, или признаков, необходимых для поиска (и доступа к) нужной информации; в кратковременной памяти в дополнение к угасанию важную роль играет фактор переполнения и вытеснения старых элементов новыми. (Б. М.)


Видео Лекции по общей психологии Петухов В.В. (Лекции 1-30)

Видео Лекции по общей психологии Петухов В.В. (Лекции 31-54)

Общая психология: Лекции по общей психологии. Конспект курса лекций (Оглавление)





Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментариев

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии

Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: