» » » Становление опосредствованного запоминание или конструирование искусственных (внешних) средств для повышения эффективности запоминания.

Становление опосредствованного запоминание или конструирование искусственных (внешних) средств для повышения эффективности запоминания.

 

Становление опосредствованного запоминание или конструирование искусственных (внешних) средств для повышения эффективности запоминания.





Для конструктора основной интерес в построении мнемотехник(внутренних а потом и внешних средств для запоминания). А исследовательрассматривает роль мнемотехник в формировании памяти как психической функции,регулируемой самим индивидом.

Рядом с Выготским могут быть поставлены П.Жане (который даннуюпамять именуют памятью-рассказом), Ф.Бартлетт (который первым поставил вопрос отом, что делает человек когда он запоминает; также в его работах 30-х годоввпервые было введено понятие «схема»).

Итак память как ВПФ. Если мы формируем память, то какую именно. ИВыготский и Жане будут говорить о роли речи в развитии памяти. Немногоотличается классификация уровней развития памяти Блонского. Это двигательная,эмоциональная, образная и речевая (словеснологическая) память. Уровней развитияпамяти несколько больше, чем в параллелограмме развития. Следует обратиться кфеномену натуральной (не в смысле непосредственной как таковой) памяти.Носителем её является человек на первом уровне личностного и психическогоразвития. Это туземец или натуральный человек.

Леви-Стросс говорил, что в психическом есть что-то сырое и варёное.Обращаемся к этому материалу по тому, что известно, что память туземца являетсяфеноменальной по своим результатом по сравнению с памятью современногочеловека. Мы говорим о развитии памяти, но парадокс в том, что т.н. натуральнаяпамять является эффективней. Более того три первых уровня (движение, эмоции,образ) по Блонскому тоже могут быть средствами для запоминания. Это память неоснована на использовании знаков, но какие-то средства всё-таки есть.

Какие средства предшествуют знакам, позволяют феноменальноудерживать материал. Прежде всего туземцы прекрасно ориентируются на местности,чувство места, чувство направления. Достаточно совершенный способ ориентации всреде. Ну и удивительные священные ритуалы туземцев. В течении нескольких днейраспевают песни и танцуют, что тоже требует мнемической работы. Песнираспеваются на незнакомом туземцам языке. Здесь память ещё не являетсясвязанной с познанием.

Ведущую роль играют уровни движения, эмоций и образный.  У феноменальной памяти туземцев трихарактеристики: а) детальная точность отражения реальности (язык туземцевнеобычайно сложен и при этом не имеет обобщенных понятий, только индивидуальныеобразы, конкретность и уникальность объекта); запоминание ради ориентации вреальности, от которой зависит его жизнь. Память-жизнь, потому что память покане выделенная функция, ориентированная на индивидуальные особенности объектов;б) неизменная последовательность при запоминании: составить себе образреальности обязательно значит действовать в ней, туземец делает специальныепометки, включая своё действие в изображение реальности, составлениекогнитивных карт. Мнемическим средством является и само движущееся телочеловека. Есть ли у туземцев обобщенное требующее знаковости понятие числа? Ида и нет. Нет п.ч. понятий аналогичных числам немного (один, два, три, много иочень много). Но всё-таки на практике туземец умеет считать (вождь прекрасноориентируется в том, сколько воинов). Совсем другие числа-жесты – это участкичеловеческого тела или изображения. Расположение на теле выступает как средствозапоминания. в) полная аффективность памяти; она не только жестко упорядочиваетматериал, но любое представление слито с аффективным переживанием (страха,радости, восторга и т.д.). 

А вообще-то говоря память ли это? Выготский называл это именнопамятью, а не мышлением. Это только память, но не мышление. Ребёнок мыслит,п.ч. помнит, а взрослый помнит, п.ч. мыслит. А Жане был более строг, п.ч. онподобные явления наблюдал в клинике, где примерно те же феноменальныепроявления демонстрировали люди с нарушениями. Он говорил, нет это ещё не память,а собственно памятью Жане именовал память связанную с речью (память-рассказ).Но в общем это память до связи с речью.

Настанет момент, когда из данной феноменальной натуральной памятипоявятся разные направления. А в данном случае пока имеются некоторыетождества. И их по-крайней мере три: а) тождество языка как средства пониманияреальности и как средства управления поведением (если враг узнал мой язык, тоон сможет с помощью него управлять моим поведением); б) тождество памяти-тела ипамяти-духа (необходимо запоминать телом и превратить запоминание в автоматизм,вот зачем нужны священные ритуалы, время от времени нужно доучивать); здесь нетразделения на кратковременную и долговременную память; всё необходимое дляжизни нужно помнить перманентно; в) тождество социального и культурного.Тождество социального индивида и пока включенной в него личности. Запомнитьздесь это помимо прочего устранить разницу между Я и Мы, стать членом своегосоциального целого и тогда овладеешь техниками управления собственнымповедением.

Эти три тождества с неизбежностью должны распасться. Цитата изинтервью писателя У.Эко: «В одном из диалогов Платона бог по имени Тотдемонстрирует египетскому фараону несколько изобретений, в том числеписьменность. И предлагает фараону эти изобретения как подарки. Одно извозражений фараона поступивших в ответ: одно из самых великих достоянийчеловека, быть может основа всего его существа это память, а ты предлагаешь мнеизобретение, которое сделает память ненужной ибо слово начертанное на папирусезастынет, а значит твоё изобретение нанесет вред и должно быть отвергнуто. Ввозражении есть важное – протез ослабляет орган. С появлением колеса меньшеходим пешком, от перископа и трубы слабеет зрение, а письменность приводит кухудшению памяти». Возможный диалог между фараоном и Гермесом.

Первое возражение фараона: письменный знак облегчит и может дажеуничтожит феноменальную естественную память и поэтому не нужен. Ответ Гермеса(Тота) мог быть таким: язык это только язык, т.е. это посредник памяти, которыйизменит её структуру, память станет опосредствованной знаком.

Второе возражение фараона: человек обленится и не сможет постоянноработать со всем своим опытом, возникнет различие между долго и кратковременнойпамятью, а значит может измениться представление мира и он станет полонслучайностей. Ответ Гермеса: но тогда можно будет осознавать свой опыт спомощью знаков, составлять схемы понимания реальности. И этот опыт можнообогащать и преобразовывать при встрече с каждой новой ситуацией.

Третье возражение фараона: ослабнут социальные связи т.е. человеквыйдет из под контроля коллективного Мы и в этом случае в страхе погибнет, п.ч.не может жить без опеки. Ответ Гермеса: раз уж появился письменный знак, то этовозможность со-держать свой собственный опыт уже без опеки, самостоятельногосуществования, диалога с миром, разделения Я и Мы. Это похоже на то, когдаребенок заявляет о себе «Я сам» в три года.

В каком-то смысле фараон опоздал со своими возражениями и тождествауже распались. И появилось различие между памятью, включенной в жизнь ипамятью-познанием как самостоятельной психической функцией. Знаменитоемнемосредство Выготского – узелок на память. При распаде первичных тождеств настаётпора развязать узелки, что же такое эти мнемосредства.

Всякий распад тождеств всегда содержит и возможность своейальтернативы. Когда память начинает быть связанной с новыми средствами. Хотелпопасть в современное сознание, но что-то не случилось. Есть вариант вернутьсяк архаичной памяти, возврата. А можно смело перейти к знаковой памяти. Вариантархаичной памяти достаточно точно описал П.Жане. Здесь сохраняютсяхарактеристики феноменальной, но они из достоинств становятся недостатками.

Жане описал знаменитый клинический случай пациентки Арен, котораяпережила тяжелый аффект смерти матери. Она забыла о смерти матери на уровнепамяти-рассказа (как человек), но не забыла на архаичном уровне. У неёпоявились навязчивые движения, связанные с восприятием деталей аффектогеннойситуации, причем они имеют четкую неизменную последовательность. Эта архаичнаяреминисценция (некая прапамять) охвачена аффектом.

Сравнительные характеристики реминисценции и памяти-рассказа.


Реминисценция
Память-рассказ
Автоматизированоточное повторение движений, неизменность последовательности движений.
Позволяетпереструктурировать материал, возможность изменений применительно к новымобстоятельствам.
Какпоследовательность длится нерационально долго, субъект становитсянеприспособленным к жизни. Непрерывность воссоздания до целого.
Экономнаяи не мешает настоящим (реально выполняемым сейчас) действиям, значит прошлыйопыт преобразуется, схематизируется.
Асоциальность,аффект разрушает память.
Социальноедействие, начинается с возможности ответить на вопрос.

Раз есть распад, то имеются негативные и позитивные аспекты. Жанепредставил негативные. Такая память, существующая при выпадении из социума,дочеловеческая. Нет памяти чистой, есть патологический феномен. Негативныйвариант перехода от прапамяти к памяти-рассказу. Открывая позитивный вариант,заметим, что как только наблюдается распад тождеств, можно говорить о техникепамяти. Память как ремесло, отдельная функция. Вариант продуктивного роста еёсостоит в том, что она должна стать памятью-познанием. По Выготскомуобразования в первобытном сознании являются комплексами, а те в свою очередьдостаточно надежные средства сохранения материала, его удержания. И далеепамять как возможность понимания материала, а не только удержания. Связь памятис мышлением и появление понятия мнемической задачи и средств её решения.


Задача /Функции памяти
Цель
Техническийприём (уровень комплексов)
Осознаниеприёма (уровень понятий)
Полнотапредставления ситуации
Охватматериала или ситуации
Методмест или его архаичный вариант – метод зацепок. Составление т.н. замкнутыхрядов и уже не рядов, а таблиц. Пока здесь нет выделения структурных признаков.
Вкачестве возможности осуществляется выделение признаков, которое затемпредполагает их соотнесение. В конечном итоге когнитивная схема.
Последовательностьдеталей ситуации
Сохранениепорядка
Попарная связь элементов последовательности, составление целостных цепей. Встроенность элементов друг в друга. Укрупнение



Последовательностьсодержит причинно-следственную связь. Группировка укрупненных единиц в классы ирассматрение отношений между ними. Схемы логического рассуждения.
Точность
Буквальноевоспроизведение материала, интерес к детали
Различныеспособы кодирования. Единица более дробная. Составление сцепок.
Возможностьдекодирования, ресцепление узелков. Осознание приёма, изменение признакаматериала. Формируются собственно знаки.

Пример метода мест – пациент Лурии. Замечаем переход от рядов кструктурам. Каждый охотник желает знает где сидит фазан – это цепь, которая неимеет никакого другого смысла, кроме как цветовой. Современные популярныепесни. «Ксюша юбочка из плюша» - что это такое вообще? Это важнейшеемнемосредство, которое подкреплено аффективно. Двигающийся на дискотеке похожна туземца тем, что он осваивает одно из мнемосредств. Нужен именно танец,потому что важно сохранение порядка. На пластинках составлялисьпоследовательности песен.

Окончанием вопроса будет характеристика двух видов памяти-жизни ипамяти-познания по четырем функциям ВПФ по Выготскому.

а) Память социальна по существу. Память-жизнь или прапамять естьформа социального поведения, тождественного с культурными средствами управленияим. Запоминаемое и средства едины, как едины индивидуальное и общественное.Память-познание есть разделение социального и культурного. Сохранениевозможности осуществлять действие совместно и поначалу понимать, а потом всёболее четко осознавать своё участие в нём. Возможность самостоятельногоуправления поведением. Появление действий памяти, выступающей как решениезадач.


б) ВПФ опосредствована по характеру. Память-жизнь: средствамиявляются аффективно-моторные (изобразительные) комплексы, соединение восприятиядвижения и аффекта в едином средстве. Детальная передача опыта, основанная намоторной привычке и закрепленная аффективно. Память-познание: отделениеаффективного от когнитивного. В описании Блонского находим отдельнодвигательную, эмоциональную и образную память, п.ч. мы уже познаем уровниразвития памяти, как связанной с познанием. Исчезновение деталей и обретениесхем. Когда мы развиваемся с неизбежностью что-то и теряем.

в) ВПФ произвольны по формированию. Память-жизнь: ещё нет различия между произвольным и послепроизвольным,нет различия между насилием и усилием. Никто не заставляет запоминать.Память-познание: появляется это различие и понятие мнемической задачи. Памятьопосредствована и произвольна.

г) ВПФ память-жизнь системна по строению. Сенсорный регистр,кратковременная и долговременная память, эти системы на данном этапе едины и невыделяются как самостоятельные. Память-познание: тут долговременное сохранениеопыта отделяется от настоящей работы с этим опытом.

Память когда-то это прежде всего сохранение социального опыта,традиций. А память-познание выделяется как самостоятельная психическая функция.И возможность овладеть ею есть у каждого индивида.

Видео Лекции по общей психологии Петухов В.В. (Лекции 1-30)

Видео Лекции по общей психологии Петухов В.В. (Лекции 31-54)

Общая психология: Лекции по общей психологии. Конспект курса лекций (Оглавление)





Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментариев

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии

Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: