» » » Общая психология: Лекции по общей психологии. Конспект курса лекций

Общая психология: Лекции по общей психологии. Конспект курса лекций

Общая психология: Лекции по общей психологии. Конспект курса лекций

В конспекте курса лекций освещены главные феномены, свойства и закономерности психики человека. Показано место психологии в системе современных наук, описаны методы современной психологии, природу и сущность психики человека. Проанализированы главные принципы персонологии, описано индивидуальные характеристики человека и особенности его пребывания в социуме. Рассмотрена феноменология познавательных и эмоционально-волевых процессов человека. Конспект рассчитан на студентов высших учебных заведений, и тех кому просто интересен предмет психологии.

РАЗДЕЛ 1.ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ


ТЕМА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
Вступление. 1. Из истории "донаучной" психологии
Первый вопрос. Из истории донаучной психологии. Психология и философия. Сознание как первый предмет психологии
Второй вопрос. Сравнительная характеристика научной и житейской психологии. Специфика научно-психологического знания

ТЕМА 2. СТАНОВЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА ПСИХОЛОГИИ
Первый вопрос. Проблемы анализа сознания в философии. Декарт
Второй вопрос. Классическая психология сознания: факты и понятия. Структура сознания и его свойства. Развитие представлений о сознании. Гештальтпсихология. Возможности и ограничения метода интроспекции.
Третий вопрос. Проблема объективности в психологии. Предмет и задачи психологии поведения.
Четвертый вопрос. Проблема бессознательного в психоанализе.
Пятый вопрос. Категория деятельности в психологии. Единство сознания и деятельности

ТЕМА 3. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЛИЧНОСТИ И ЕЕ РАЗВИТИИ
Первый вопрос. Понятие субъекта, личности, индивидуальности, индивида
Второй вопрос. Общее представление о развитии личности. Личность в онтогенезе

ТЕМА 4 ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ
Первый вопрос. Критерии психического. Гипотеза о возникновении и развитии чувствительности (А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец) (0:33). Психика как ориентировочно-исследовательская деятельность (П.Я.Гальперин)
Второй вопрос. Стадии развития психики и поведения животных
Третий вопрос. Сравнение психики животных и человека. Основные особенности трудовой деятельности и их физиологические предпосылки. Возникновение действий и необходимость сознания

ТЕМА 5. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Первый вопрос. Краткие сведения из социологии. Социальные позиции, нормы, ожидания. Социальные роли и их присвоение
Второй вопрос. Социализация индивида как присвоение культурного опыта, понятие высшей психической функции (Л.С.Выготский)

ТЕМА 6. СТРОЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.
Первый вопрос. Понятия потребности и мотива. Функции мотива. Строение потребностно–мотивационной сферы. Специфика потребностей человека.
Второй вопрос. Понятие действия. Действие и деятельность: проблемы возникновения новых мотивов
Третий вопрос. Действия и операции. Виды операций. Уровни построения движений

ТЕМА 7. ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ.
Первый вопрос. Познание и психологическая специфика его изучения. Познание и сознание. Познание и мотивация
Второй вопрос. Основные определения познавательных процессов
Третий вопрос. Понятие образа мира и его роль в исследовании познания

РАЗДЕЛ 2. ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЛИ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ


ТЕМА 8. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ
Первый вопрос. Каковы единицы изучения индивидуальности (личности)?
Второй вопрос. Каково происхождение данных свойств и способов поведения?
Третий вопрос. Каковы способы работы психологов с этими людьми?

ТЕМА 9: ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА: СПОСОБНОСТИ, ТЕМПЕРАМЕНТ, ХАРАКТЕР
Первый вопрос. Способности, их измерение и развитие
Второй вопрос. Темперамент и примеры его исследования
Третий вопрос. Общее представление о характере и его формировании

ТЕМА 11: ТИПОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ
Первый вопрос. Наличие психотелесных соответствий, или строение тела и характер
Второй вопрос. Основные виды психопатий и акцентуаций
Третий вопрос. Построение типологии индивидуальности как терапевтического средства

ТЕМА 12: ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ.
Первый вопрос. Определение общения и его условия. Общение как деятельность. Потребность в общении и её развитие.
Вопрос второй. Общение и речь. Виды и функции речи. Невербальное общение.
Третий вопрос. Возможности описания и анализа процесса общения.

ТЕМА 13: ПСИХОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ
Первый вопрос. Определение эмоций и основные аспекты их изучения
Второй вопрос. Функции эмоций
Третий вопрос. Виды эмоций и примеры их исследования. Эмоции и личность

ТЕМА 14: ПСИХОЛОГИЯ ВОЛИ
Первый вопрос. Определения воли и ее критерии. Общие ситуации, требующие (или нет) волевой регуляции поведения.
Второй вопрос. Познавательная сфера личности и принятие решений
Третий вопрос. Волевая регуляция как преобразование конфликтных ситуаций

ТЕМА 15: ПСИХОЛОГИЯ МОТИВАЦИИ
Первый вопрос. Определения и виды мотивов. Функции мотива и продуктивность деятельности

ТЕМА 17 «СТРОЕНИЕ ЛИЧНОСТИ».
Первый вопрос. Представление о личности в классической психологии сознания и поведения.
Второй вопрос. Представление о личности в психоанализе.
Третий вопрос. Представление о личности в гуманистической психологии или в терапии процесса. Личность как целое.

ТЕМА 18. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ.

ТЕМА 19. САМОСОЗНАНИЕ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, КРИТЕРИИ, УРОВНИ РАЗВИТИЯ.
Критерии самосознания
Уровни развития самосознания

ТЕМА 20. ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ.

ТЕМА 21. ЛИЧНОСТЬ И ПОЗНАНИЕ.
Личностные возможности познания
Ограничения познания или что такое духовная психология?


РАЗДЕЛ 3. ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ, ИЛИ ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ.


ТЕМА 22. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОГНИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ.
Первый вопрос. Теоретические предпосылки когнитивной психологии. Понятие когнитивной схемы.
Второй вопрос. Понятие когнитивной схемы.
Третий вопрос. Основные направления когнитивной психологии.

ТЕМА 23. ВИДЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И КРИТЕРИИ ИХ КЛАССИФИКАЦИИ.
Первый вопрос. Основные критерии классификации познавательных (психических) процессов.
Второй вопрос. Виды чувствительности или классификации.
Третий вопрос. Виды мышления.

ТЕМА 24. ПОЗНАНИЕ И ДЕЙСТВИЕ.
Первый вопрос. Роль двигательной активности в развитии чувствительности. Практические (испольнительные) и познавательные действия.268
Второй вопрос. Движение и действие. Понятие задачи. Координация практических действий.
Третий вопрос. Практические действия и развитие интеллекта. Сенсомоторный интеллект.

ТЕМА 25. ПОЗНАНИЕ И ОБРАЗ.
Первый вопрос. Виды образных явлений, изучаемые в психологии. Функции образа.
Второй вопрос. Образное представление как переход от действия к мысли.
Третий вопрос. Наглядно-интуитивное мышление как дооперациональная стадия развития интеллекта.

ТЕМА 26. ПОЗНАНИЕ И РЕЧЬ.
Первый вопрос. Язык и речь. Виды и функции речи. Проблема эгоцентрической речи.
Второй вопрос. Стадии развития значений слов. Методики образования искусственных понятий.
Третий вопрос. Проблема соотношения житейских и научных понятий. Значение и смысл слова: особенности внутренней речи (Выготский). Конкретные и формальные операции (Пиаже).

ТЕМА 27-28. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ.
Первый вопрос. Объектная ориентация: описание специфики восприятия (отражения стимула) и моделирование механизмов мышления.
Второй вопрос. Субъектная ориентация: выделение специфики мышления и моделирование процесса восприятия.
Третий вопрос. Ориентация на взаимодействие (контакт): экологическая концепция восприятия (Д.Гибсон). Гештальт концепция творческого мышления (К, Дункер).

ТЕМА 29. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРОБЛЕМЫ СЕНСОРНОЙ ПСИХОФИЗИКИ.
Первый вопрос. Классическая психофизика: понятие психофизического закона, пороги чувствительности, косвенное и прямое шкалирование ощущений.
Второй вопрос. Современная психофизика: основные понятия теории обнаружения сигнала. Общее представление о психофизическом операторе.

ТЕМА 30.ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА.
Первый вопрос. Общее представление о теории цветового зрения. Основы цветометрии.
Второй вопрос. Психосемантика цвета.
ТЕМА 31-32. ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА, ВРЕМЕНИ И ДВИЖЕНИЯ.
Первый вопрос. Восприятие пространства или признаки удаленности в классической психологии восприятия.
Второй вопрос. Восприятие движения. Теории стабильности мира. Иллюзии движения.
Третий вопрос. Основные иллюзии движения.
Четвертый вопрос. Восприятие времени. Время как система отсчета. Восприятие длительности и восприятие скорости.

ТЕМА 33. ВОСПРИЯТИЕ КАК ПРОЦЕСС.
Первый вопрос. Предметность восприятия. Исследование восприятия в искаженных условиях.
Второй вопрос. Восприятие речи. Фонематический слух. Трансформационная модель порождения и понимания речевых высказываний (Наум Хомский).

ТЕМА 34. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ ИЛИ МЫШЛЕНИЕ КАК ПРОЦЕСС.
Первый вопрос. Факторы, влияющие на успешность решения задач.
Второй вопрос. Психологический анализ внутренней структуры процесса решения задач.
ТЕМА 35. КУЛЬТУРА И ПОЗНАНИЕ.
Первый вопрос. Гипотеза лингвистической относительности: экспериментальные факты и их обсуждение.
Второй вопрос. Межкультурные исследования познания (на примере вербального мышления).
ТЕМА 36. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УНИВЕРСАЛЬНЫХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИХ ИЗУЧЕНИЮ.
Первый вопрос. Основные метафоры сознания: процессы памяти, свойства внимания, виды воображения.
Второй вопрос. Основные подходы к изучению универсальных психических процессов.
ТЕМА 37. ПСИХОЛОГИЯ ПАМЯТИ: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ, ФАКТЫ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ. КЛАССИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Первый вопрос. Выявление первичных мнемических способностей и описание их проявлений. Изучение памяти в классической психологии сознания и поведения.
Второй вопрос. Становление опосредствованного запоминание или конструирование искусственных (внешних) средств для повышения эффективности запоминания.
Третий вопрос. Исследования процессов (механизмов) запоминания и закономерных условий их осуществления.

ТЕМА 38. ИССЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТИ В КОГНИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ.
Первый вопрос. Структуры памяти как стадии переработки информации.
Второй вопрос. Теория уровней переработки информации. Общее представление о метапамяти.

ТЕМА 39. ПСИХОЛОГИЯ ВНИМАНИЯ: ФЕНОМЕНОЛОГИЯ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ, ПУТИ РАЗВИТИЯ.
Первый вопрос. Возможные определения внимания и его основные эффекты.
Второй вопрос. Классические представления о внимании.
Третий вопрос. Внимание и психотехника: измененные состояния сознания (ИСС).

ТЕМА 40. ИССЛЕДОВАНИЯ ВНИМАНИЯ В КОГНИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ.
Первый вопрос. Внимание как селекция.
Второй вопрос. Внимание как умственное усилие (Дэвид Канеман).
Третий вопрос. Общее представление о метавнимании.

ТЕМЫ 41-42. ПСИХОЛОГИЯ ВООБРАЖЕНИЯ. ПОЗНАНИЕ, ТВОРЧЕСТВО, ЛИЧНОСТЬ.
Первый вопрос. Воображение и его связь с другими психическими процессами. Творческое воображение и основные характеристики его продуктов.
Второй вопрос. Методы стимуляции творчества: их возможности и ограничения.

Ссылки на лекции В.В. Петухова в видео формате:
Лекции по общей психологии Петухов В.В. (Лекции 1-30)
Лекции по общей психологии Петухов В.В. (Лекции 31-54)




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментариев

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии

Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: