» » » Волевая деятельность личности: История учения о свободе Воли

Волевая деятельность личности: История учения о свободе Воли

Волевая деятельность личности: История учения о свободе ВолиЕще в Древней Греции существовали два взгляда на понимание свободы воли: аффективное понимание и интеллектуальное. Аффективного подхода придерживался Платон, понимая волю как способность нашей души к активности. К интеллектуальному подходу ближе был Аристотель; он волю связывал с умом. Несмотря на то, что знания сами по себе не имеют побудительной силы, они постоянно сталкиваются с силой нравственных поступков человека. И тогда человек что-то делает не потому, что ему так хочется, а потому, что так надо.

В XVIII-XIX вв. проблема воли была одной из центральных в психологических исследованиях. В XIX в. появился волюнтаризм как философское течение (А. Шопенгауэр). В нем воля представлена как космическая сила, первооснова, с которой начинаются все психические проявления человека. Волюнтаризм придает воле особую, сверхъестественную силу. Считается, что волевые акты ничем не детерминируются, они сами определяют ход психических процессов. Так возникла основная модель этого течения модель свободы воли.

В современном подходе к свободе воли распространенным является мотивационный подход, в котором отмечается побудительная функция свободы. Здесь понятие свободы заменяют понятием мотивы и мотивация. Представление о физических и психических напряжениях подменяются понятием о силе переживания потребностей и желаний. Воля здесь определяется как сознательный (мотивационный) способ регуляции поведения и деятельности человека.

Одним из самых распространенных в отечественной психологии является регуляционных подход. Здесь волю понимают или как психологический механизм, через который личность регулирует свои психические функции, или как механизм преодолением трудностей и препятствий. Волю рассматривают как характеристику личности. Регуляционный подход дал возможность поставить вопрос о саморегуляции как возможность саморазвития личности. Одним из показателей роста саморегуляции поведения является способность более приемлемо и менее эмоционально заявлять о своих потребностях.




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментариев

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии

Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: