» » Средневековая восточная философия: Аль-Фараби и интеллектуально-духовные искания

Средневековая восточная философия: Аль-Фараби и интеллектуально-духовные искания

Средневековая  восточная философия:  Аль-Фараби и интеллектуально-духовные искания


Коренные изменения социально-политических условий на постсоветском пространстве обусловили и изменения в общественном сознании, в том числе его отношение к религии. Они коснулись и историко-философских исследований, изучающих воззрения религиозных мыслителей, те этапы развития философского знания, когда господствующим или преобладающим мировоззрением было религиозное. Прежде идеологическое давление препятствовало всестороннему изучению религиозной философии (особенно средневековой), загоняя ее в тиски стандартно негативных клише.
В настоящее время настоятельно звучит и реализуется призыв к более глубокому и непредвзятому ее изучению.
Этот призыв обращен и к историко-философским исследованиям исламской философии в целом и Абу Насра аль-Фараби в частности. Изучение этой области особенно актуально в свете нарастающей активности так называемого исламского фактора в социально-политических реалиях современного мира. В отношении же стран Центральной Азии эта актуальность обусловлена тем, что они становятся частью мировой политики и глобальных процессов, и тем, что ислам исторически является неотъемлемым компонентом общественного сознания и исторической памяти народов
этого региона, духовно-нравственным содержанием наследия прошлого.

Ислам пришел в мир со священной миссией Пророка Мухаммеда. Истина, ниспосланная ему, надолго определила способ бытия человека в мире, чем обусловила ценностное содержание культуры. Изначальность религиозного Откровения, задавая способ бытия культуры, фундаментальным образом изменяет отношение человека к самому себе и другим людям, ко всему, что его окружает. Проникая во все сферы и структуры бытия человека, оно становится содержанием его внутреннего мира, обусловливает приоритет религиозных ценностей, которые с того времени, как они
зазвучали в устах Мухаммеда, не могут быть изменены человеком. Они становятся нравственным императивом человеческой жизни, основанием и условием обретения истинного пути и спасения человека. Для всей исламской культуры главным становится ценностное признание высшей
абсолютной сущности Аллаха, в котором воплотились истина, совершенство, справедливость и красота. Поэтому вести речь об этой культуре, особенно в ее классический период, в атеистических терминах вряд ли корректно. Тем более неверно определять философию исключительно как феномен надкультурный. Для исламского средневековья нет альтернативы Аллаху, все направления общественной мысли в этом регионе и в эту эпоху развивались в лоне исламского мировоззрения, в исламском дискурсе.

Ни перед приверженцами фальсафы, ни перед представителями калама, ни перед суфиями не стояла задача оспаривать и подвергать сомнению названное универсальное определение исламской культуры. Вопрос заключался в том, как и насколько глубоко и правильно может человек познать Бога, поэтому разногласия касались способов и путей человеческого постижения божественной истины. Способов интерпретации коранической истины в исламской культуре оказалось много.


Для того чтобы понять сущность философского подхода к проблемам, ставшим предметом обсуждения в средневековой исламской культуре в целом и у аль-Фараби в частности, небезынтересно обратиться к исторической справке. Идейные расхождения в исламе уже прослеживались в середине VIII в., когда такие направления, как сунниты, шииты, мутазилиты, хариджиты и мурджииты, вступили в дискуссии по вопросам вероучения.

Хронологически первым вопросом, по которому возникли серьезные разногласия, стал вопрос о верховной власти. Он привел к складыванию таких
направлений, как хариджиты, сунниты, шииты. Следующей проблемой становится проблема веры, обусловившая формирование религиозных групп хариджитов, мурджиитов, мутазилитов и суннитов. Из среды последних выделились ханбалиты, выразившие самостоятельную точку зрения и потому представившие самостоятельное течение в исламе. Полемика возникла и вокруг предопределения и свободы воли человека.

Постановка и разрешение этих вопросов провели водораздел между джабаритами (а в VIII в. джахмитами), мурджиитами и кадаритами (а в VIII в. мутазилитами). Позднее, в X в., самостоятельную позицию заняли ашариты. Еще большие разногласия вызвало решение проблемы сущности Бога и его атрибутов. Оно обусловило выделение девяти основных позиций во взглядах приверженцев ислама - муаттилитов, мутазилитов, мушаббихиттов, джахмитов, ханбалитов, захиритов, каррамитов, сифатитов, ашаритов, а с конца XII в. - суфиев.

В известной степени идейно-теоретической базой, оправдывающей наличие разногласий, стало утверждение, относимое традицией к высказываниям Мухаммеда: что религиозная община распадется на семьдесят три общины, из которых лишь одна "люди сунны и согласия" - обретет спасение, все же другие погибнут. Но не только это обстоятельство сыграло роль в возникновении теологических разночтений и расхождений внутри ислама. Важным фактором послужило также столкновение с другими религиями и отсутствие институционально узаконенных религиозных положений, своего рода демократизм в вопросах веры.
Пророк, придя в этот мир с истиной откровения, пробиваясь к сердцам неверующих, в большей степени был нацелен на то, чтобы чувствующее сердце и душа обратились к истинному слову новой религии. Его последователи были в большей степени озадачены тем, насколько правильно и адекватно они понимали истину, которую проповедовал Мухаммед. И чем дальше отстояли эти времена от времени пророческой деятельности Мухаммеда и первых халифов, тем настоятельнее звучала тема истинного понимания пути постижения Аллаха.
Ко времени творчества аль-Фараби эта тема была поддержана переводческим движением, которое открыло становящейся исламской мысли идеи и научные разработки иных культур - греков, индусов, иранцев. В оформлении и становлении исламской теологии и философии сыграла важную роль атмосфера дискуссий, царившая в духовной жизни общества. Ее породили кадаритскоджабаритские споры, скептицизм и "препирательства" мутазилитов в отношении положений Корана, деятельность шиитов, суфиев и сторонников аль-Ашари.

Считалось, что Пророк обещал к началу каждого столетия посылать человека, который будет разъяснять людям суть ислама, и в начале X в. среди претендентов на знание подлинной веры исламские богословы особенно выделили аль-Ашари. Центральной темой, занимавшей умы богословов, была сначала тема отношения Бога к добру и злу в мире, возникшая в немалой степени под влиянием идей зороастризма. Но, кроме мутазилитов, ее мало кто разрабатывал. Гораздо более были распространены идеи гностиков о первом творении и слове Творца. Основными же проблемами считались проблемы единства Бога и его атрибутов. Все направления ислама эпохи аль-Фараби, в той или иной мере притязая на достоверность, вложили немало интеллектуальных сил в то, чтобы как можно ближе донести истину Корана до сердец и умов верующих.

Философия аль-Фараби также преследовала эту цель и вступала в дискуссии. Ее позиция была обусловлена мировоззренческим и методологическим видением, отличавшимся и от позиции суфиев, и от позиции мутакаллимов. Вместе с тем, поскольку все представители исламской средневековой мысли размышляли в едином исламском дискурсе, между ними возникало общее проблемное поле, их взгляды были в чем-то
близкими. Все они так или иначе обосновывали идею исламского монотеизма. Не была исключением и философия Абу Насра аль-Фараби.
Как в философских, так и в социально-политических и этических трактатах, аль-Фараби говорит о том, что Аллах - един. "Не может быть бытия совершеннее и достойнее Его бытия, так же как не может быть сущего, предшествующего Ему, стоящего на равной с Ним ступени по бытию, независимого от Него.... Его бытие не может быть больше, чем одним... Он един, единичен и единственен. Кроме того, Он неделим в своей
сущности..."

Здесь главная установка философии аль-Фараби выражает основополагающий постулат ислама: философ проникнут духом эпохи и нацелен на решение проблем, актуальных для своего времени.
Однако будучи погруженной в религиозную атмосферу эпохи и вступая в углубляющийся диалог, споря или соглашаясь по тем или иным вопросам с исламской теологией, философия аль-Фараби сохраняла самостоятельный статус. Ее установки и поиски оценивались неоднозначно: порой ее обвиняли в отходе от изреченной пророческой истины (поскольку философия следовала не букве, а духу Корана), или вообще объявляли чужеродным явлением исламской культуры (в силу того, что она следовала основным принципам греческой философии). Аль-Фараби в своих произведениях не упоминает оппонентов из числа представителей калама, равно как и не называет многочисленные течения исламской мысли.
Однако он констатирует многообразие позиций и предложенных ответов на поставленные вопросы. При этом он замечает: с одной стороны, далеко не все направления и представители исламской философии обнаруживают способность понимания метафизических проблем, а с другой - даже уясняя ту или иную отдельную проблему, они не могут выработать адекватные методы познания коранической истины. Так, одни представители теологической мысли ислама используют в качестве доказательства истинности религиозного откровения чудеса и свидетельства праведников, живших
раньше, поскольку они считают, что разум человека слишком слаб для самостоятельного понимания и открытия коранических истин. Им поэтому необходим авторитет или чудесное деяние, благодаря которым можно засвидетельствовать истинность того или иного положения Корана. Другие же опираются на дословные высказывания Корана и Пророка, переданные по цепочке авторитетных знатоков Писания и сподвижников Пророка, т.е. настаивают на прямом и дословном толковании священного текста. Третьи, находя противоречия в тех или иных утверждениях вероучения или же
расхождения с практикой применения, прибегают к иносказательному толкованию. При этом бывает даже, что они, усердствуя в попытках отстаивания собственной точки зрения, прибегают к подтасовкам и обману. Четвертая категория занята поиском слабых мест в аргументации оппонентов с целью использования этих слабых мест в отстаивании правоты собственной позиции, и т.д.

С точки зрения самого аль-Фараби в поиске истинного знания о Боге как Создателе и Истинно Сущем приоритет принадлежит философам. Эта мысль выражена им в произведении "Об общности взглядов двух философов - Божественного Платона и Аристотеля". Здесь он также говорит, что наиболее адекватным методом познания истины, выраженной Откровением, является метод нахождения доказательного знания, разработанный представителями древнегреческой классики. Такой аподиктический метод, согласно философу, не принимался представителями средневекового
исламского традиционализма в силу незнания. "...Никто из представителей различных религиозных толков, исповеданий, законов и всяких течений не обладает ни знанием возникновения мира, ни доказательством существования его Создателя и не ведает сути вопроса творения, изложенного Аристотелем, а прежде всего Платоном и теми, кто следует их путем. Не будь этих двух философов и их последователей, Аллах не привел бы ко спасению разумных и мыслящих людей, ибо эти философы разъяснили дело творения ясными и убедительными доводами, показали, что вещь пошла не от вещи и что все, что происходит от какой-либо вещи, неизбежно эту вещь разлагает, что мир возник из небытия и в небытие обратится. Они привели также и
иные подобные доводы и доказательства, в изобилии содержащиеся в их книгах, особенно что касается божественной власти и основ природы"

Сам аль-Фараби признает, что Аристотель, как и его предшественник Платон, обосновывает и доказывает существование Создателя как
Первопричины и Перводвигателя. Аристотель, считает аль-Фараби, рассматривая все духовные и материальные вещи, «...разъясняет, что они возникли от акта творения Создателя, который является истинной действующей Причиной, Первой Истиной и Творцом всякой вещи, согласно тому, что разъяснил Платон в "Тимее", "Политии" и прочих трудах. Аристотель в разделах "Метафизики", обозначаемых литерами, под
буквою ламбда за исходную точку принимает Создателя (да возвеличится Его слава!), переходя затем к разъяснению правильности положений, выдвигаемых в этих посылках с тем, чтобы настоять на их первичности. Ничего подобного не было известно ни до него, ни после него до наших дней»
"Можно ли заподозрить того, кто избрал этот путь, в том, что он убежден в отрицании существования Создателя и предвечности мира?" - задается вопросом аль-Фараби. Видимо, так считали многие богословы в эпоху аль-Фараби, причисляя древнегреческих классиков к язычникам, отрицающим
Создателя, и обвиняя их последователей из среды исламской духовной элиты в отходе от истинной веры - ведь в Коране ясно было сказано: "Поистине, Аллах не прощает, чтобы Ему придавали сотоварищей, но прощает то, что меньше этого, кому пожелает. А кто придает Аллаху сотоварищей, тот измыслил великий грех". Как уже говорилось, этот постулат являлся общепризнанным в исламской теологической мысли. Так, например, представитель суннитского богословия аль-Ашари утверждал, что Аллах "является единственным Господом Богом, который заслуживает восхваления и почитания.... Он не имеет себе равных и себе подобных. Он творит из небытия и возвращает творения к жизни. Он делает, что пожелает. Он настолько славен, что не нуждается ни в супруге, ни в детях ... Его могущество невозможно описать, а Его совершенство не знает, границ. Его
качества изначальны, и Он всегда был Первым и Могучим, Знающим и Всеведущим"

Доказательство монотеистического тезиса аль-Фараби проводит следующим образом. Если бы сущность и существование Первопричины не были отличны от всего существующего, тогда все, что имеет существование, было бы подобно ему, и между ними не было бы никакого различия. А если бы различие было, тогда бы оно явилось чем-то иным, нежели то, что их объединяет. Но в таком случае то, что разъединяет, было бы частью того, благодаря чему существуют. И тогда бы то, благодаря чему каждый из них отличается от другого, было бы частью того, что составляет их бытие, а то, что их объединяет, было бы другой частью. В таком случае, утверждает аль-Фараби, каждая из двух частей будет причиной содержания своей сущности. И тогда,
следовательно, помимо бытия Первого Сущего будет иное бытие, которое явится причиной его существования, но это абсурдно. Поэтому аль-Фараби приходит к выводу: в том, в чем нет различия, не может быть также и множества. Следовательно, Первый Сущий - один.
Философия Абу Насра аль-Фараби, рожденная в духовной атмосфере ислама, не могла отстоять от запросов культуры, ее порождающей. Но она и не отождествлялась с тенденцией развития исламской культуры, изначально определившейся в качестве ведущей, - с шариатом. Именно шариат оказал большое влияние на судьбы верующих и обрел большое количество последователей. Он имел простую веру, которой аль-Фараби говорил как о способности в образной, доступной форме постигать истину Аллаха - способности, недостаточно глубокой и менее рафинированной по сравнению с философией. Шариат имел широкую социальную базу и противостоял двум другим тенденциям средневековой культуры - философии и суфизму.
Именно поэтому философия, несмотря на свою привлекательность в интеллектуальных слоях общества и достижение значительных высот, осталась в исламской цивилизации лишь в качестве приложения . Только "тошаро" (шариат), заключает Хатами, "благодаря субъективным и объективным условиям, фактически проявилось в качестве господствовавшей тенденции в умах и сердцах людей и везде, где только могло, притесняло не только одних еретиков, но и мусульманских философов, рациональных каламидов и суфиев, считавших суть истины превыше всех внешних
слоев религиозных учений".
Однако несмотря на такую историческую судьбу интеллектуально-духовных поисков исламского средневековья, философия Абу Насра аль-Фараби осталась в истории философии блестящим примером творческого духа, что определяет ее новую актуализацию не только на современном этапе развития философского знания, но и в исторической памяти народов Центральной Азии.




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментариев

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии

Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: