» » » Построение типологии индивидуальности как терапевтического средства

Построение типологии индивидуальности как терапевтического средства

Построение типологии индивидуальности как терапевтического средства


В данном случае сразу скажу, что имеется в виду. Скажем о тех, кто говорит о характере на философском языке – Канте, и о крупном психологе – К.Юнге.
Особенности построения типологии характера здесь. Психиатр шел от эмпирии. Психиатры – Ганнушкин, Личко, давали [типологию] по эмпирическим описаниям, и никак не объясняли их.
Философ Кант, психолог и терапевт Юнг начинают типологию сверху, дедуктивно. Потом Юнг обязательно найдет достаточное количество индивидуальных типов. Но прежде ему нужно установить какую-то общую причинную связь. От Канта – идея – здесь нормальный характер должен быть. Именно Кант сказал о характере, что это – достоинство человека, форма поведения, внутренняя форма. Юнг эту идею берет, и эта идея становится идеей равновесия.
Рассказ о Юнге обязательно начинать с этого положения. Дан¬ная идея проходит через всю юнговскую типологию. Если есть перекос в одну сторону – позаботься, чтобы снять необоснованное отсутствие равновесия...
Свою типологию, добавим также, Юнг строит для своего пациента. Поскольку они с пациентом собеседники, в нее входит тот, кто ее создает; [это] – полноправный диалог с пациентом. Типологию Юнга встречаем в работе «Психологические типы».

Описываем по шагам.
1. Обобщение разнообразного конкретного материала и выделение двух (только двух!) основных направленностей.
Работа «Психологические типы» состоит из двух частей, но эти части различаются по объему. Много исторических обсуждений и анализа. История философии,... поэзии... И замечаем прежде всего одну вещь, о которой сегодня мы уже немного сказали – люди ходят парами. Суть в том, что так и выдел[яются]: Платон-Арис¬то¬тель, Гете-Шиллер; типы характеров выделяют как взаимно-дополнительные.
На бытовом языке, которого не избегает Юнг, два данных типа либо – рациональный тип, либо – эмоциональный...
Эмоции и мышление – так шло разделение.
Нельзя начинать с отдельных психических функций. И выделил две общих направленности. Идея подтверждена многими интуитивно ясными примерами – сердцебиение.... Экстра- и интроверсия...



2. Второй шаг назовем так – необходимость существования двух направленностей у каждого человека.
Эту идею потом достаточно исказили диагносты. Им просто, они определили – экстраверт или интроверт, чего Юнг не делал так определенно. Та и иная направленность есть: в сознательном – экстраверт, в бессознательном – интроверт... Значит, в бессознательном – причина личностной проблемы...
Суть типологии Юнга: определить причину личностной проблемы. Эта причина [связана] с той или иной направленностью.

3. Разделение разных направленностей и доминирующих психических функций.

Конечно, эти шаги мы выделяем, чтобы лучше понять рассуждения Юнга, а у него эти рассуждения представлены более кратко.
К чему на данном этапе приходит Юнг? Есть экстраверт-инт¬ро¬верт, а до этого они назывались эмоциональным и мыслительным типами.
Что делает Юнг? Эту связь сегодня, скажем, когнитивный психолог личности назвал бы... связь – склейкой. Что надо сделать? Надо критерии развести! Экстраверт-интроверт – одна ось, а эмоции-мышление другая.
До сих пор экстраверт – эмоционален, а интроверт – опирается на мышление и ищет новые возможности...
Есть ли эмоциональный интроверт?.. Смотрит на свою эмпирию и видит... – есть. Есть ли мыслительный экстраверт?..

И тогда Юнг [это] понимает, разводит, и вводит новый критерий – доминирующих психических функций,... расширение числа доминирующих психических функций. Их не две, их – четыре. И он называет их далеко не случайно последовательно...; продолжает действовать идея о том, что любое психическое событие имеет определенные стадии... Четыре функции:
1. Сенсорика, т.е. восприятие материала, объекта, ситуации, события.
2. Вторая функция – эмоции, чувственное приятие материала. Если материал не будет принят эмоционально, с ним невозможно далее работать.
3. Мышление. Здесь имеется в виду осмысление материала события, его рациональное понимание, тут Юнг говорит как теоретик и... практик...
Мышление – орудие сознания, не бессознательного. Поэтому мышление полного понимания события дать не может...
4. Интуиция... Эта функция связана с бессознательным. И тогда он определяет ее как возможность предсказать последствия события, предвосхитить его будущий результат. И если это так, то словечко интуиция поясним еще одним. Как психическая функция интуиция выделяется редко. Но есть функция схожая – воображение. И здесь Юнг тоже нарисует круг с четырьмя секторами и будет показывать, что у его пациентов доминирует одна из функций, а надо – равновесия...

За оставшиеся четыре минуты аккуратно перейдем в десятую и одиннадцатую темы...


Видео Лекции по общей психологии Петухов В.В. (Лекции 1-30)
Видео Лекции по общей психологии Петухов В.В. (Лекции 31-54)
Общая психология: Лекции по общей психологии. Конспект курса лекций (Оглавление)




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментариев

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии

Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: